Не все автолюбители заботятся о состоянии свечей зажигания своей машины, и не спешат их менять, а зря. От них зависит эффективность работы двигателя, легкий пуск, работа при любых оборотах, экономия топлива. Неполадки со свечками создают много проблем владельцам авто, независимо от сезона. Слишком часто менять свечи зажигания тоже нет нужды. Всего лишь нужно уделять им внимание при каждом ТО.
- Зачем нужно менять свечи зажигания?
- Как часто менять свечи зажигания в машине?
- Когда менять?
- Через какой пробег менять свечи зажигания?
- Никелевые
- Платиновые
- Иридиевые
- Что произойдет, если не менять свечи в авто
- Признаки износа свечей
- Срок службы свечей зажигания
- Надо ли менять на зиму?
- Какие свечи лучше приобретать для своей машины?
- Что в итоге
Зачем нужно менять свечи зажигания?
От свечек зажигания зависит качественное возгорание смеси в камерах двигателей. Стабильное функционирование мотора означает, что зажигание работает своевременно и качественно. Искра на электродах проскакивает сильная. С повышением оборотов, перебои не наблюдаются.
Любая деталь машины, и свечки не исключение, подвергается постепенному износу при эксплуатации. Это неизбежный процесс. Электроды выгорают, становятся тоньше, плавятся, зазор изменяется, появляется нагар. В результате разряд проскакивает слабый, или не появляется вообще. Отсюда возникают перебои в работе мотора.
Они не рассчитаны на весь срок эксплуатации мотора, поэтому должны периодически меняться, как и другие детали с коротким ресурсом.
К сведению: через каждую тысячу километров пробега, зазор между электродов простой свечки зажигания возрастает на 5–10 микрометров.
Как часто менять свечи зажигания в машине?
Заниматься заменой элементов зажигания нужно при появлении симптомов их износа:
- Падение динамики при разгоне;
- Мотор работает с перебоями (троит);
- Трудно заводится мотор;
- Растет потребление бензина;
- Возникают ошибки с номерами Р0300-Р0304 (проблемы с зажиганием);
Так как симптомы могут застать в поездке, далеко от авто ремонта, следует проверять элементы зажигания перед дальними поездками. Частота замены любых свечей зажигания рекомендуется регламентом, во избежание последствий. Для разного типа производителями рекомендуются различные сроки по пробегу, смотрите абзац ниже.
Классическое устройство свечки зажигания предусматривает только один электрод. Сегодня, выпускаются варианты с 2-4 электродами сразу. На эффективность при работе такие изменения не влияют никак, но ресурс несколько повышается. Искра проскакивает только между центральным и одним из электродов, по пути наименьшего препятствия разряду.
В многоэлектродных аналогах ресурс не растет в пропорции от количества дополнительных электродов, это заблуждение. Срок работы всего на 20–30% дольше. Лучше подходят для зажигания с применением холостой искры. Одной свечой зажигания воспламеняется смесь, а вторая дает холостой разряд на выпуске из цилиндра. При потере хотя бы одного электрода эти изделия должны меняться на новые.
Когда менять?
Периодичность замены свечи зажигания впрямую зависит от конструкции, качества горючего и смазки мотора, условий работы автомобиля, настройки всей системы поджига и работоспособности остальных ее элементов.
Самым правильным подходом к периодичности смены является учет таких пунктов:
- Материалы для катодов;
- Количество анодов;
- Частота и продолжительность путешествий;
- Качество горючего и масел;
- Стиль вождения;
- Пробега;
Ели есть проблемы – менять немедленно, если нет, достаточно проверить состояние и не приближается ли окончание сроков эксплуатации.
Через какой пробег менять свечи зажигания?
С учетом всех предыдущих параметров переходим к определению сроков, когда они должны меняться. Если выполнять замену свечей зажигания через регламентируемые км, тогда получим, что в среднем их следует менять каждые 30-60 тысяч пробега. На самом деле без учета выше перечисленных факторов такая цифра не верна.
Для простых элементов зажигания с одним электродом, при частых и долгих поездках, агрессивном вождении и не всегда отменном топливе срок сокращается 1,5–2 раза и составляет 15-30 тысяч, после которых начинаются перебои в работе двигателя.
Важно: менять свечи лучше комплектом, замена по одной имеет ряд недостатков, и не всегда устраняет проблему.
Первое – новая будет работать лучше остальных, могут появиться перебои в работе мотора. Второе – нет гарантии, что остальные (которые вы не заменили) не испортятся через несколько сотен километров. Если замененная свечка отличается от стальных своими параметрами, тоже будет стучать (троить) мотор.
Никелевые
Согласно указаниям производителей для деталей с никелевыми электродами пробег будет 45000 км. В сложных условиях эксплуатации, плохого бензина и прочих факторов срок снижается до 30-40 тысяч, далее могут возникать неполадки.
Платиновые
У деталей, электрод которых содержит добавку платины срок – 80000 пробега, фактически же может получиться 50-60 тысяч, уже после такого пробега следует проверять их состояние.
Иридиевые
Для электродов с иридием эксплуатация может доходить до – 120000 пробега в идеальных условиях, в реальных после 80-100 тысяч их нужно проверять, измерять зазоры.
Примечание: любые расчеты сроков приблизительные, с учетом того, что вечных и идеальных деталей не существует в природе.
Учитывайте возможность брака и поддельных деталей. Если у вас они прослужили больше, чем указал производитель, поздравляю, вы купили фирменные детали хорошего качества, такое бывает не всегда.
Что произойдет, если не менять свечи в авто
Не соблюдение регламента замены свечей зажигания, игнорирование признаков проблемы, приводит к большим неприятностям. Возникновению серьезных неполадок вроде:
- Появление детонации при зажигании – возникает при непостоянных, несвоевременных либо слабых искрах, происходит взрывное воспламенение смеси, сопровождаемое стуком и вибрацией. Возникающая взрывная волна ломает (повреждает) кольца, поршни, коленвал и шатуны, вызывая повышение на них нагрузки. Клапаны и поршни от перегрева прогорают, разрушается прокладка головки – это уже попадание ОЖ в масло.
- Возникает калильное зажигание – когда смесь загорается не искровым разрядом, а от перегретых электродов. Естественно, воспламенение не своевременное, сопровождается вибрацией, стуком, повышением температуры. Мотор глохнет не сразу после отключения зажигания, продолжает работать. Детали его идут в разнос. Происходит сгорание клапанов, поршней, колец, задиры в цилиндрах.
- Топливная смесь выбрасывается в коллектор. При пропусках или большой задержке воспламенения, не сгоревшая смесь выбрасывается в коллектор и воспламеняется там. При этом горят клапаны, разрушается нейтрализатор (если он есть) и глушитель. Возрастает токсичность выхлопных газов. Слышны громкие хлопки из глушителя.
- Возрастание напряжения разряда – когда повышение сопротивление пробою искры по причине большого зазора либо нагара на электродах. При этом пробивает изоляцию катушки либо наконечников на ВВ проводах. Мотор не заводится либо, заводится и сразу глохнет, сильно тарахтит. Приводит к поломке катушки и проводов ВВ.
- Разрушение свечки – происходит разрушение электрода либо изолятора по причине механического либо термического повреждения при эксплуатации либо небрежной смене. Отвалившиеся куски электродов и керамики повреждают поршень и поверхность гильзы. Троение мотора ускоряет износ ЦПГ всех цилиндров.
Примечание: все приведенные сложности возникают также вследствие применения свечей, не соответствующих по параметрам вашему мотору. Когда не совпадают зазоры, калильное число, куплены бракованные детали либо подделка.
Признаки износа свечей
Интервал замены свечей зажигания записан в технических документах к машине. Если его потеряли, смотрите в Интернете. На эти параметры стоит ориентироваться, а также проверять свечи при проведениях ТО. На практике оказываются иные показатели:
- Для фирменных деталей с иридием срок колеблется в интервале 30–40 тыс. по пробегу;
- Качественные с платиной прослужат 50–60 тыс;
- Хорошие иридиевые проходят до 80–100 тыс;
С учетом многих негативных факторов, снижающих сроки работы элементов, проверять их рекомендуется через 15000 пробега. Что позволит вовремя определить износ и состояние мотора по цветам нагара. Признаки повреждений, которые легко определить визуально:
- Трещины, дефекты керамики;
- Повреждение электрода, изменение его формы и размера;
- Слой налета бархатистого либо лакового окраса;
- Слой темного нагара снаружи свечи на керамике, колпачке ВВ или катушке;
- Одна из свечек отличается плотным нагаром, покрыта маслом либо мокрая от бензина. Это косвенные признаки проблем с мотором, зажиганием, впрыском топлива, пропуска воспламенения. Понять, причину можно лишь проверкой;
Нормально работающие свечки не имеют отличия, лишь тонкий слой легко убираемого налета серого или светло-коричневого оттенка. Коричневый цвет колечка, расположенного с наружи на изоляторе признаком неполадок не считается. К этому кольцу неизбежно притягивается пыль и грязь вследствие его электризации.
Срок службы свечей зажигания
Период замены для разных свечей зажигания свой. С учетом конструкции и фирмы производителя доходят до 100 тысяч пробега, как написано выше. Реальный срок эксплуатации сокращается вдвое, если совпадает большинство негативных условий воздействия.
Зафиксированы случаи, когда дешевые свечи на некоторых агрегатах прослужили всего 7-8 тыс. А в других моторах продержались до 20 тысяч. Изделия, с одним электродом служат около 30000 пробега. Серебряный электрод повысил ресурс эксплуатации свечей до 50000.
Изделия с патиной и иридием прослужат 80 – 100 тысяч пробега и даже более. Учтите, показатели получены в лаборатории, в идеальной обстановке. Для работающих в тяжелых обстановках с плохим бензином и прочими нагрузками пора менять любые свечи в бензиновом двигателе приходит вдвое быстрее.
Рассмотрим рекомендации самих производителей. Есть такой подпункт: учитывая невозможность визуальной оценки работы свечи внутри мотора, потому что пространство закрытое, рекомендуется замена при каждом ТО, согласно плану. Выходит что срок всего 10-15 тысяч пробега.
Разумеется для дорогих свечей с иридием и платиной такие замены не нужны, а вот проверка при каждом ТО будет не лишней. Тем более, что в процессе гарантийного ремонта, замена — это способ выбить лишние деньги с владельца авто. Если мотор в порядке, такие свечи прослужат долго, а в неисправном движке, любе свечки погибают быстро.
Если не учитывать проблемные моторы, на практике водители определили, что нормальный пробег свечей в эксплуатации на 50 процентов меньше заявленного у дешевых изделий. Дорогие изделия с платиной или иридием ресурс снижается на 20-30%. Это значит, что ресурс 100 тысяч от производителя фактически составляет 70-80 километров, и нужно менять свечи зажигания, если мотор исправен и запускается без проблемм.
Любые свечки при использовании газа в автомобиле, теряют 50% ресурса автоматически. Из-за газа, газобаллонного оборудования и прочих нюансов эксплуатации. Получается экономия на топливе, но расходы на свечах.
Надо ли менять на зиму?
Вообще зимних и летних элементов зажигания не существует. Поэтому, теоретически смену их на зиму-лето выполнять нет необходимости. Фактически, зимние условия ухудшают запуск мотора, поэтому в команде со старым аккумулятором они не дают завести остывший движок.
Поэтому, есть повод провести ТО перед наступлением холодов, проверить крепость тосола, подзарядить аккумулятор, добавить электролита, при необходимости и свечи проверить. Избежите проблем в холода.
Какие свечи лучше приобретать для своей машины?
Разумеется, самые лучшие те, что рекомендованы производителем и записаны в руководстве к машине. Аналоги, соответствующие по параметрам не запрещены, только сроки эксплуатации будут меньше заявленных.
Сегодня если на каком-то автомобиле меняют свечи, то выбирают марки DENSO либо NGK. Эти производители выпускают продукцию высокого качества, исключают брак, доработали устройство. Получилось вот что:
- Зажигание стабильное при разных температурах;
- Термостойкость наилучшая;
- Ресурс увеличенный;
- Эрозии не подвержены;
Зимой преимущества выгодно отличают их от изделий других фирм. Машина легко заводится, вне зависимости от погоды и температуры на улице. Разумеется, они не дешевые, если купить подешевле, будет ли это экономия (шанс купить подделку большой). Их цена соответствует качеству.
Что в итоге
Следить за состоянием свечей будет не лишним никогда. Во-первых, по их состоянию легко диагностировать приближающиеся проблемы с двигателем до того, как они выплывут серьезной поломкой. Во-вторых, они залог бесперебойной работы мотора, легкого запуска и экономии топлива. Учитывайте поправки на условия эксплуатации, это важно. Меняйте их комплектом, а не по одиночке, чтобы не создавать лишних проблем.
Предотвратить неприятности проще чем потом разбираться с последствиями. Если любите свою машину, надо о ней заботиться, как о породистом коне. Не экономьте на важных элементах, опасайтесь дешевых запчастей, чтобы не купить подделку.