Детали мотора постепенно изнашиваются при эксплуатации. Даже если соблюдать периодичность ТО и использовать качественное масло, все равно появится стук в двигателе, означающий приближение капитального ремонта. Игнорировать появление стука нельзя – это признак серьезных неполадок, ведущих к разрушению.
Что может стучать в двигателе?
Стуки возникают при ударах одного элемента двигателя по другому. Детали соударяются, происходит разрушение бьющихся поверхностей и громкий стук при этом. Если стучит мотор, то причины в износе его деталей. Они перестали плотно прилегать друг к другу в процессе работы, зазор увеличился за пределы допустимого значения. Разрушение нарастает, шум будет только увеличиваться. Что может застучать:
- Постукивать могут поршня в гильзах – звук сухой, щелкающий, стихающий при нагревании двигателя;
- Пальцы в поршнях – стучат звонким металлическим звуком, который уменьшается при разогреве;
- Подшипники коренные стучат гулко с вибрацией и отдачей в картере двигателя;
- Шатунные подшипники стучат со звуком, схожим на коренные. Отличаются большей громкостью и интенсивностью;
- Цепь ГРМ может цокотить если она растянута или недостаточно натянута;
- Клапаны могут стучать при нарушении зазоров или фаз газораспределения и столкновении с поршнями от этого;
- Гидрокомпенсаторы стучат при отсутствии/недостатке смазки или при выходе из строя;
Как определить стук в моторе?
Когда застучал двигатель, симптомы и компоненты бывают различные. Профессиональные ремонтники способны определить неполадки по стуку. Необязательно использовать стетоскоп, можно сделать прибор для прослушки двигателя самостоятельно.
Нужен металлический прут или трубка. С одному концу припаивают железную емкость (например, банку), которая послужит резонатором. Прикладывая свободный конец трубки/прута к разным местам стучащего двигателя, слушают шумы в банке на его другом конце, поднеся ухо.
Цокот в движке можно диагностировать по-разному. Тональность дает лишь косвенные признаки, например, звон коленвала в коренных подшипниках у двигателя с объемом 1,4 будет звонким, а звук шатунных подшипников в движке с объемом 3 литра глухим и прослушиваться хуже.
Индивидуальность конструкций двигателей разной марки и модели дает разный по тональности шум, при одинаковой его причине. Поэтому, при выявлении неприятностей по стуку, разделяют его на постоянный, периодический с некоторой частотой звучания и эпизодические звуки.
Цокающий звук в двигателе связан с оборотами, чем чаще вращается коленвал, тем выше частотность стуков и тональность тоже меняется. Интенсивность стуков возрастает с ростом нагрузки и падает с ее снижением. Диагностирование по стукам предполагает проверку, будет ли он усиливаться, с повышением оборотов мотора или нет.
Требуется немалый опыт, чтобы распознать стуки в общем гуле двигателя, понять, становятся ли они интенсивнее или снижаются, перекрываемые маслом, давление которого тоже повышается.
Важным для диагностики показателем становится температура агрегата. Постукивания только в нагретом двигателе происходят от разжижения смазки. Случается и наоборот, двигатель стучит только в холодном состоянии. В нагретом они исчезают.
Поэтому стук поршня в цилиндре проще определить на остывшем двигателе, звучание сухое, щелкающее. Нагревание вызывает расширение металла, уменьшение зазоров, и шумы поршней затихают, даже могут пропасть совсем.
На холодную
Как только вы завели двигатель автомобиля, он начинает постукивать при работе. После нагрева звук пропадает. Это в изношенном двигателе, увеличенные зазоры между изношенными деталями способствуют ударам. Нагретый металл расширяется, и зазоры пропадают, не давая возможности деталям соударяться. Причины такие:
- Самая распространенная – большой зазор промеж поршней и гильз. Могут быть изношены как поршни, так и стенки гильз. Шум прекращается, когда нагретые поршни расширились, и зазор уменьшился;
- Может шуметь цепь в механизме газораспределения, прогрев избавляет от шума. При гидравлической регулировке натяжения цепи ГРМ, масло в непрогретом двигателе подается с недостаточным давлением. Цепь натянута слабо и может дребезжать на холодную. С нагревом, давление нормализуется и натяжка цепи соответствует норме, звука нет.
- Отсутствие достаточного давления масла в гидро компенсаторах мотора вызывает стук в не погретом состоянии. После нагрева, звуки исчезают. Если щелчки гидро компенсаторов не пропали после нагрева двигателя, значит они не исправны, требуется замена.
На горячую
Когда непрогретый движок не издает посторонних шумов, а после нагрева до рабочих температур вдруг цокотит двигатель –это нехорошие признаки. Так проявляется стук коленвала или шатунов в подшипниках.
Объяснить подобное явление просто: в холодном моторе масло гуще, чем в нагретом. Поэтому от ударов холодная смазка способна уберечь детали. Прогретое масло жиже не погретого, и уже не заполняет увеличившиеся зазоры промеж деталей. Отсюда и появление ударов.
Стуки на горячую могут означать что:
- Изношены коренные подшипники коленвала. Происходит биение вала, потому что масло не способно перекрыть большие зазоры;
- Появились трещины на юбках поршней;
- Есть трещины поршневых колец;
- Перестуки шатунных подшипников коленвала будут слышны в любом состоянии;
Если двигатель стуканул в дороге, предпринять ремонт на месте не удастся. Проверьте уровень масла в двигателе по щупу. При недостатке масла, стук можно устранить доливкой его по уровню. Если доливка не спасла положения, значит имеются серьезные повреждения деталей, двигателю требуется ремонт.
Важно выяснить, металлический стук в двигателе усиливается при нагрузке или ослабевает. Если звук усиливается, значит изношены коренные подшипники вала. Двигаться дальше не рекомендуется, возможно разрушение коленвала и блока двигателя.
Это сильно повысит стоимость ремонта.
Стучать мотор может при использовании топлива плохого качества или не соответствующего марке. Заправщики тоже люди, могут и перепутать. В таком случае следует слить некачественное топливо как можно скорее, и заменить качественным. Потому что износ деталей мотора ускоряется многократно. В крайнем случае, можно купить и добавить присадку, повышающую качество топлива, чтобы добраться до следующей заправки.
ВАЖНО: Не надо следовать глупым советам – выработать некачественное топливо. Даже с присадкой, оно может создать кучу проблем. Например – засорение свечей и датчиков инжектора – тогда машина не поедет совсем. Вызвать падение мощности мотора, загрязнением колец на поршнях и клапанах, которые перестают полностью закрываться.
Некоторые водители считают, что можно сэкономить, заправляясь более дешевой маркой топлива. При работе двигателя на бензине низкой марки слышен посторонний звук – цоканье и удары с вибрацией. Это детонация, возникающая из-за несоответствия октанового числа горючего требуемым нормам.
Для перехода на более дешевый бензин, нужно переделывать мотор и перенастраивать компьютер, чтобы не разрушились поршни. Заниматься этим должны профессионалы. В случае ошибки – получите разрушение мотора.
Безопасным способом экономии считается переход мотора на газ. Газ дешевле, переделка быстрая и довольно простая. Разбирать двигатель не требуется, просто добавляют пару дополнительных агрегатов и газовый баллон вместо топливного бака. При этом теряется не более одного процента мощности мотора.
Стук коленвала
При появлении износа коренных вкладышей коленвала, появляется приглушенный металлический шум, в области катера двигателя. Этот шум усиливается при наборе оборотов, громче постукивает двигатель. При торможении и сниженных оборотах мотора звук тоже усиливается.
Проблему повышенных зазоров можно решить только путем частичной разборки мотора и проверкой на месте. Если своевременно заняться проверкой, можно отделаться заменой коренных вкладышей. Если запустить – придется точить коленвал переходить на ремонтный размер вкладышей. Запущенный случай даст трещину коленвала или блока в области подшипника, тогда ремонт немногим дешевле покупки нового мотора.
Постукивание коленвала может быть вызвано применением некачественного масла, подделки либо когда пропущен срок замены. Отработавшая смазка потеряла свойства, напиталась влагой и грязью. Во всех перечисленных вариантах рекомендована немедленная замена смазки с предварительной очисткой смазывающей системы.
Шумы коренных шеек вала имеют низкую тональность и дают вибрацию мотора. Хотя такой стук менее опасен, чем шатунный, продолжать эксплуатацию мотора без ремонта не следует.
Стук шатунных вкладышей
При повреждении вкладышей шатуна, шум похож на износ коренных вкладышей, только звук более отчетливый. Появления стука в деталях КШМ является сигналом о необходимости капитального ремонта и предвестником серьезных поломок двигателя. Мотор может заклинить, и тогда ремонт обойдется дорого.
Самой большой неприятностью станет обрыв шатуна на заклиненном поршне. После «кулака дружбы» — так называют это автомеханики, покупка нового мотора может обойтись дешевле ремонта.
Искривленный или треснувший коленвал невозможно выпрямить или проточить, только менять. Поэтому эксплуатировать транспорт, если мотор стуканул не рекомендуется.
Стук шатуна дизеля слышен глухими ударами металла о металл, напоминает звук при неправильно надетом ремне ГРМ (когда есть смещение на один зубец). Причины две:
- Большой зазор в шейке шатуна на коленчатом валу – поршень начал доставать ГБЦ;
- Ослабла гайка на шатуне;
Помните: Если идет шатунный стук, через 50-100 километров мотор придет в негодность, остановитесь, пока не стало поздно!
Стучат поршневые пальцы
Этот звук трудно спутать с прочими звуками. Удары звонкие, металлические, высокой тональности. Наиболее отчетливыми становятся при ускорении, сбросе газа и перегазовке. Локализация стуков — блок двигателя. Означают появление зазора 0,1 мм и более.
Проверить правильность диагностики можно выкрутив свечку из цилиндра, в котором стучит палец. При удаленной свече, звук затихает, потому что на поршень перестает воздействовать давление и детонация при сгорании топлива.
С таким же звуком стучит поршень в двигателе, когда залили неподходящее топливо (подделка, разбавленное, не той марки). При этом возникает громкая детонация, разрушающая ЦПГ.
Еще одной причиной шума пальцев может стать при перегрузке двигателя, когда машина идет в гору с включенной повышенной передачей.
Стук в газораспределительном механизме
Появление ударов клапанов – явление крайне неприятное. Застучать могут клапаны двигателей как с использованием гидравлических компенсаторов так и с механическими приводами клапанов.
Когда колотят именно гидравлические компенсаторы, может помочь их снятие, помывка и постановка на место. Такой способ работает в половине случаев. Проще полностью поменять все гидрокомпенсаторы и надолго забыть о проблеме. Замена по одному, это до тех пор пока не накроется следующий.
Перестуки клапанов в моторах с механическим приводом означают нарушение регулировки. Прежде всего, необходимо проверить и при необходимости отрегулировать все зазоры. Способ регулировки может различаться. В некоторых авто достаточно щупа и пары ключей для регулировки, а в Калине или Приоре придется подбирать толщину специальных шайб. В моторах ЗМЗ, зазоры регулируются винтами.
Стучащие клапаны не всегда означают нарушение зазоров. Есть еще несколько причин:
- Износ кулачка на распределительном валу;
- Изношены торцы клапанов;
- Износились шайбы регулировки;
- Щелчки цепи;
- Грохот роликов – натяжителей;
- Обрыв цепи либо ремня грм вместе со стуком приводит к остановке двигателя;
Если появился стук в моторе, первым делом смотрят уровень и качество масла. Если уровень и качество нормальные, возможно плохо работает масляный насос, не выдает необходимого давления. Стук нужно локализовать – понять, откуда он исходит. Возможно, стучат навесные элементы либо их шкивы, топливная аппаратура.
Ищут подсказку по характеру возникающего стука и проверить его поведение под нагрузкой и без нее. Когда наблюдается усиление шума с нагрузкой – причину стоит искать в КШМ и коленчатом валу. Шум ЦПГ будет затихать с нагревом двигателя.
Частота ударов, возрастающая с повышение частоты оборотов коленчатого вала означает проблемы с механизмами ГРМ. Прогрев мотора дает усиление таких стуков, потому что зазоры от нагрева возрастают. А вот нагрузка на изменение шума ГРМ не влияет. Только неисправные гидравлические компенсаторы могут усиливать стук под нагрузкой.
Стук пальца в поршне двигателя и прочие стуки, это сигнал к проверке. От своевременного и верного выявления неисправности зависит стоимость ремонта и его масштабы. Придется выполнить сначала частичную разборку, а потом и полную, для выяснения причин и устранения поврежденных элементов. Откладывать ремонт и продолжать пользоваться машиной – самая большая ошибка.
Для повышения сроков эксплуатации сердца автомобиля – мотора, требуется соблюдения положенного ухода. Своевременные прохождения технических обслуживаний – согласно графика, замены масла по расписанию и надлежащих фильтров. Рекомендуется так же использовать только топливо ответствующей марки и масло хорошего качества, опасаясь подделок и не экономя на этом.
В случае работы автомобиля в условиях повышенных нагрузок или тяжелых условиях эксплуатации, рекомендуется вдвое чаще менять масло и фильтры. Засорение фильтров происходит интенсивнее, а смазка теряет свойства быстрее. Используйте качественные ОЖ, чтобы избежать перегрева и разморозки мотора.
На холостых оборотах
Шумы и стуки, слышные в холостом режиме без нагрузки, исчезающие при возрастании оборотов мотора частично или полностью считаются наименее опасными. Однако, дожидаться серьезных проблем не рекомендуется, нужно искать, что может цокать в двигателе и устранять неполадки. Возможные причины:
- Вибрация защиты мотора либо кожуха ГРМ;
- Шкив коленвала разболтался;
- Цепляет за что-то шкив от генератора либо водяного насоса;
- Люфт в шестернях (при наличии у мотора шестеренчатой передачи);
- На холостых оборотах не прогретого мотора могут стучать поршни и поршневые пальцы, затихая после нагрева;
- Неприятной причиной может стать трещина в маховике машины с автоматической коробкой. У механики маховики массивнее и прочнее, трещин не бывает;
- При ослаблении звездочки (шестеренки) на распределительном валу тоже слышен стук;
- Шуметь может ослабленная шпонка, удерживающая шестерню коленчатого вала;
- Масло на грани минимального уровня, либо его давление снижено. Повышенная нагрузка поднимает давление смазки, заглушая шумы от трения деталей;
Что делать, если застучал двигатель?
Понять, что двигатель стуканул в вашей машине можно по возникновению посторонних шумов и стуков, которых не было слышно ранее. Важно не паниковать, а как можно быстрее принять необходимые меры, во избежание крупных неприятностей. Ничего хорошего стук мотора не сулит. Обнаружив стук двигателя следует:
- Остановиться, если автомобиль в движении;
- Проверить количество и качество смазки (количество –щупом, качество визуально – оно не должно быть серым или черным);
- Если стук громкий, рекомендуется вызвать эвакуатор, и добираться до СТО на нем, без риска полного разрушения мотора;
- Определить локализацию постороннего звука и причину по возможности, только потом продолжать движение, если причина не самая опасная;
- Наиболее опасны стуки в КШМ и ЦПГ, следует заглушить мотор и более по возможности не заводить, пока не отремонтируете. Бывали случаи, когда обрывался шатун у автомобиля уже приехавшего в ремонт, в 2-х метрах от ремонтного бокса;
- ГРМ может немного подождать регулировки (пока докатитесь о ремонта), если ремень/цепь в целости;
- Если удалось найти и причину и сделать ремонт, можно ехать спокойно;
- Если причина понятная, но устранить на месте нет возможности – исходите из ее опасности. При низкой опасности можно аккуратно без нагрузки и высоких скоростей добраться до ремонтной мастерской или гаража на автомобиле;
- Повышенная опасность поломки не оставляет выбора – только эвакуатор и сразу на диагностику мотора с разборкой;
- При непонятной причине стуков, действуйте как при серьезной опасности, пусть перестраховка поможет избежать неприятностей, чем получить разрушение мотора рискнув ехать далее;
- Важно: сегодня есть присадки для изношенных и стучащих моторов, которые снижают шумы и позволяют дальнейшую эксплуатацию транспорта. Их применение не рекомендуется автомеханиками — это мера кратковременная, а в результате проточка гильз, коленвала и прочих деталей становится невозможной, только замена.
Выводы
Стуков в моторе быть не должно, их появление означает необходимость ремонта и как можно быстрее. Если дело не в уровне масла или его качестве, значит все серьезно, следует искать причину самому или позвать опытного товарища.
Откладывать ремонт или пытаться доехать в мастерскую на машине со стуком в двигателе рискованно. Разумнее и дешевле вызвать эвакуатор, чем покупать новый мотор.