Почему не крутит стартер — причины неисправностей, что делать, если не заводится машина

не крутит стартер

Заводит моторы в современных автомобилях электростартер. Многие автолюбители не знают, что происходит после того, как повернули ключ в зажигании. Подается напряжение в цепь автостартера, он и начинает крутить мотор, запуская его. Как только он запустился – соединение со стартером прерывается. Если не крутит стартер — мотор не заводится. Рассмотрим что нужно делать, если произошла такая неприятность, возможно проблема небольшая и может разрешиться на месте своими руками.

Устройство автомобильного стартера

Чтобы понять работу стартера и иметь возможность починить его самостоятельно, нужно знать устройство и принцип работы. Стартер представляет собой электрический мотор, имеющий втягивающее реле, которое включает и отключает его. Важной деталью является бендикс, который входит в зацепление с маховиком и крутит мотор через него.

Типовая конструкция всех электростартеров включает в себя ротор, размещенный в корпусе. В корпусе так же располагается статор и магниты. Сзади автостартера содержится блок со скользящими «щетками» и подшипник в крышке. Впереди обычно стоит редуктор (иногда его нет), передвижной бендикс и еще одна крышка с подшипником. Сверху автостартера находится реле втягивания, соединенное посредством вилки с включающим приводом.

Работа электростартера происходит в три шага:

  1. Когда ключ повернут в зажигании, подается питание к реле, управляющему работой автостартера, оттуда на реле втягивания. Втягивание штока вызывает смещение вилкой бендикса вперед, он входит в зацепление с зубчатым венчиком на маховике;
  2. Подается питание к щеточному узлу электростартера, начинает крутиться ротор, а через него бендикс с маховиком двигателя;
  3. После того как мотор завелся и сам начал крутиться коленвал, возрастают обороты, происходить срабатывание обгонной муфты, и бендикс выходит из зацепления с маховиком, чтобы не сломался автостартер;

Когда ключи возвращаются в первоначальное состояние, отключается питание электростартера, его детали перестают крутиться.

Как понять, что не включается стартер?

Определить, что не работает именно электростартер, можно после поворота ключа в зажигании – панель с приборами светится, насос топлива зажужжал, далее вас могут ожидать пять вариантов событий:

  1. Поворачиваете ключ зажигания и ничего не происходит – полная тишина в подкапотном пространстве, нет щелчков, жужжания автостартера, контрольные лампы притухают;
  2. Слышится только громкое щелканье, автостартер не жужжит, не крутит, панель приборов отзывается потускнением освещения;
  3. Лампочки приборной панели гаснут, пощелкивает втягивающее, слышится звук «вок-вок» – электростартер пытается крутить движок, только короткими интервалами и медленно, мотор от этого не запускается;
  4. Помимо щелканья, раздается скрежетание либо постукивание, начинает пахнуть паленой проводкой, маховик дернулся несколько раз и далее тишина;
  5. Отчетливо щелкает реле, автостартер пытается крутить маховик, но происходит это слишком громко, со скрипом, свистом визгом либо треском, а маховик при этом не двигается, либо крутится очень слабо;

Почему не срабатывает стартер при запуске двигателя

Рассмотрим возможные причины такой неисправности:

Причины первого события (полная тишина) – обозначает что нет питания в цепи автомобиля на участке аккумулятор — клемма на автостартере. Нет контакта, вышло из строя управляющее реле или предохранитель, износ щеток, отказ втягивающего реле;

Причины второго события (не срабатывает стартер, слышны только щелчки) – слабый контакт с «пятками» электростартера либо в управляющей цепи. Возможно короткое замыкание витков обмотки, износ либо перекос втулок. У электромотора не хватает сил крутить бендикс;

Причины третьего события (лампы гаснут, старте еле крутит) – заряд аккумулятора слишком слаб либо плохой контакт (отсутствие контакта) с массой (землей). От этого не заводится машина и не проворачивается стартер. Возможно, неполадка кроется в работе мотора (заклинил генератор, слишком густое масло и прочие);

Причинами четвертого события (скрежет, паленая изоляция) являются внутренние поломки электростартера. Возможно отпали магниты, раскрошились или стерлись щетки, разрушен подшипник;

Причины пятого события (шумно работает стартер, не прокручивает двигатель) – вероятно сломан бендикс (слизанные либо выкрошенные зубцы, муфта выходит не полностью – едва достает до зубцов маховика), не исключено повреждение зубцов венца маховика;

Контакты окислились

Это одна их наиболее распространенных неполадок. При этом стартер жужжит, но не крутит мотор, либо крутит слишком слабо и медленно. От влаги (конденсата) клеммы могут замокнуть. Происходит постепенное окисление клемм аккумулятора, реле втягивания и провода идущего к массе мотора. Возникает оксидная пленка, которая повышает сопротивление прохождению тока и нарушат контакт. Падает сила тока, которая подается к автостартеру, ее недостаточно, чтобы прокрутить мотор. Постепенно контакт пропадает полностью.

не крутит стартер

Щеточный узел изношен

Когда щетки износились до предела, зажигание включается, а стартер не крутит. Щелчки сообщают о срабатывании втягивающего реле – значит контакт в цепи питания и управления есть, реле в рабочем состоянии. Щетки – расходный материал, они постепенно стираются при эксплуатации электростартера и перестают прилегать к коллектору на роторе, передача тока к ротору прекращается.

Проверка щеток выполняется подачей тока мимо реле управления. Второй вариант – перемкнуть контакты реле на автостартере с помощью отвертки. Если электростартер не будет крутиться, поломку следует искать среди обмоток якоря, статора или щеточном узле;

не крутит стартер

Нарушена управляющая цепь

При появлении неполадок в управляющей цепи — не реагирует стартер на ключ зажигания, не жужжит, не стучит, не щелкает, не крутит, просто тишина. Проблема довольно редкая, однако ее нужно тоже проверить. Проверке подлежат: управляющее реле, замки зажигания и проводка на предмет обрывов или отсутствие контакта.

 Разряжен аккумулятор

Это одна из наиболее распространенных проблем — нет питания на стартере, вот он и не сработал. Может не крутить совсем или крутить очень вяло. Проблема случается в холодный период, когда требуется больше силы тока на запуск мотора, а старый аккумулятор, которого хватало летом, уже не тянет. Стоит проверить ток зарядки, идущий от генератора, возможно, накрылся электрогенератор. Часто водители забывают выключить фары или магнитолу в салоне.

Если у вас генератор исправен, можно «прикурить» от аккумулятора другой машины, и ехать дальше. Однако, такие действия нужно выполнять правильно, чтобы не спалить компьютеры и проводку обоих машин. Можно попытаться завести автомобиль «с толкача», если это допустимо.

Когда вы убедились, что аккумулятор машины заряжен, но стартер все равно не работает, возможно КЗ в одной из банок батареи. Тут придется проверять состояние всех «банок», если это возможно, и если КЗ подтвердилось, однозначно менять аккумулятор. Вторая из причин – проверьте состояние контактов клемм аккумулятора и клемм с проводами, а так же массу, идущую от стартера, возможно нет контакта.

Поломаны зубья на бендиксе либо венце маховика

При такой поломке стартер производит много шума, звона и скрежета, но не может прокрутить двигатель. Получается плохое зацепление сработавшегося бендикса с венцом на маховике. Возможно, втягивающее реле не полностью выдвигает бендикс, и полного зацепления не происходит. Гораздо реже, происходит износ зубьев венца на коленчатом валу. Проблема распространенная, потому что износ зубцов в процессе эксплуатации неизбежен.

Обгонную муфту заклинило

При такой поломке — включаешь зажигание стартер гудит, но не крутит мотор. Автостартер начинает крутиться в холостом режиме. Ролики на обгонной муфте залипли и бендикс застрял, не выдвигается. Такое происходит от попавшей смазки либо грязи внутрь обгонной муфты.

Магниты отклеились

Когда магниты отклеились, тогда не крутится стартер и не заводится машина. При попытке завести мотор, слышны щелчки, когда проворачивают в замке ключи. Неисправность довольно редкая, встречается только у стартеров, имеющих в статоре постоянные магниты. Они служат вместо обмоток и отклеиваются от температуры и взаимодействия с магнитным полем. Отпавшие магниты заклинивают ротор, мешая ему прокрутиться.

не крутит стартер

Изношены скользящих элементов ротора

При сильной изношенности втулок стартер перестает крутить двигатель в прогретом состоянии, либо крутит его шумно и с усилиями. Появление износа во втулках (могут стоять подшипники) ротора приводит к люфтам. В нагретом стартере ротор начинает цепляться за статор. Это мешает кручению и может вызвать замыкание. Если износ сильный, ротор заклинивает.

Пробило обмотку в роторе либо статоре

Пробитие в обмотке вызывает такие последствия – после поворота ключа зажигания не запускается стартер. Может быть слышен щелчок реле, и все. По сравнению с износом токопроводящих щеток, такая неполадка довольно редкая. Происходит нарушение обмоток из-за замыкания проводов между собой либо на корпус. Такой эффект может вызвать попадание стружки между ламелей ротора. Пробитая обмотка не создает переменного поля, заставляющего ротор крутиться.

Втягивающего реле неисправно

Когда имеется неполадка со втягивающим реле — стартер не схватывает и не реагирует на замок зажигания. Полная тишина. Напряжение на катушку реле приходит, а оно никак не реагирует. Возможно неисправно само реле или нет контакта. Причиной может стать обрыв в самой катушке или сильно подгорели «пятаки».

Как проводят диагностику машины?

Проводить диагностику автомобиля можно двумя способами – своими руками, как уже описано выше и через компьютер (если двигатель инжекторный). Сейчас машин с инжектором становится все больше, поэтому проще бывает выполнить компьютерное диагностирование, когда замкнул стартер и молчит при повороте ключа.

К компьютерной системе машины (ЭБУ) через разъем для диагностики подключают сканер. Он считывает информацию и выдает ее в виде кодов ошибок. По кодам ошибок можно понять, где конкретно произошли неполадки. Продвинутые сканеры расшифровывают коды и сразу выдают информацию, где искать неисправности. Диагностика длится от 10ти минут до 2-х часов.

Такая диагностика наиболее эффективна на сегодняшний день и стала самым надежным способом определения неполадок. Она позволяет своевременно выявить незначительные дефекты в работе или сбои, если их своевременно устранить, можно избежать более серьезных поломок. Экономится время и деньги, которые пришлось бы потратить на серьезный ремонт. Исправная машина – залог безопасного передвижения. Компьютерное диагностирование, когда сломался и не включается стартер (и при других неполадках), можно выполнить тремя способами, выбирайте какой удобнее вам:

  1. Обращение к специалистам сервисного центра. Главным преимуществом этого метода является наличие дорогого качественного оборудования и профессиональных мастеров, имеющих опыт работы с ним. Нет нужды покупать оборудование и учиться им пользоваться. Нужно лишь приехать в мастерскую и оплатить работу. Обращение в обслуживающий центр рекомендуется при серьезных неполадках. Опытные мастера выявят все неисправности и предложат устранить их на месте. Это наиболее дорогой способ из всех;
  2. Диагностика выездная. Применяется тогда, когда стартер не работает от ключа зажигания, и в иных случаях, когда неполадки не дают доставить машину к сервисному центру. Тогда специалисты приезжают с переносным оборудованием, считывают на месте и расшифровывают коды ошибок. Могут сделать сброс ошибок, в случае необходимости. После диагностики отчитываются о неполадках и предлагают варианты решения проблем. Такую услугу лучше заказывать в крупном центре, мелкие СТО могут их не оказывать, либо диагностика окажется поверхностной, не выявит всех проблем;
  3. Диагностика самостоятельная. Служит для профилактических проверок состояния автомобиля самим хозяином ТС. Достаточно купить сканер – адаптер, имеющий разъем OBD-II и установить диагностическое ПО на ноутбук, планшет или смартфон. Это наиболее дешевый способ выявления неисправностей, но и самый примитивный. В полной мере оценить состояние всех электронных систем таким способом не получится;

Что делать, если не крутит стартер в машине?

Сначала нужно выяснить причину неполадок любым из способов, описанным выше, затем приступают к ремонту:

  • При обнаружении окисления контактов – следует проверить все соединения, а не только обнаруженные. В случае необходимости придется зачистить их шлифовальной бумагой «нулевкой» либо обработать специальным составом то коррозии. Резьбовые соединения следует подтянуть и проверить, начнет ли автостартер крутить маховик;
  • Обнаружили износ щеток – следует снять стартер, заменить в нем сработавшиеся щетки новыми. Если постучать по корпусу ключом или отверткой, иногда можно восстановить прилегание щеток, и автостартер начнет крутить, только это решение временное если не одноразовое;
  • Проблемы с цепью управления решают проверкой мультиметром либо лампочкой – пробником. Измеряют напряжение проводка (он тоненький), идущего ко втягивающему реле, когда повернут в зажигании повернули ключ. Убедившись, что с ним порядок, стоит проверить исправность замка и реле, которое управляет стартером. Если подать питание к клемме стартерной на прямую от АКБ, и он сможет прокрутить мотор, тогда ищется причина в управляющей цепи.
  • Обнаружили разрядку АКБ – следует измерить уровень ее заряда, если напряжение ниже 12 В, необходимо снять её и провести полный цикл зарядки. Следует отыскать причину низкого заряда (КЗ, неисправность генератора и прочее) и исправить неполадку, чтобы вновь не возникала;
  • Обнаружили поломаны зубья бендикса - стартер следует снять, осмотреть состояние венчика на маховике. Венец маховика меняют на СТО, вряд ли вы это сможете осуществить самостоятельно. Бендикс можете заменить сами, если умеете разбирать стартер;
  • Оказалось что, заклинило муфту - снимайте стартер. Проще заменить бендикс с муфтой на новый, чем чистить старую муфту, но можно и почистить. Может помочь в расклинивании такой метод — крутить стартером 5-10 секунд, для прогрева масла, от этого может вернуться работоспособность, но не всегда. Мера эта одноразовая, чтобы проблема исчезла – меняют бендикс;
  • Когда отклеились магниты – покупают новый агрегат. Можно обратиться для ремонта к автоэлектрику, только возьмется за это не каждый. Для самостоятельного возвращения на место магнитов нужно иметь специальный клей и знать их правильное расположение;
  • При износе втулок либо подшипников на роторе придется разобрать прибор. После проверки состояния, следует заменить изношенные детали;
  • Обнаружилось пробитие обмотки - обращайтесь за ремонтом к автоэлектрикам. Самостоятельно устранить такую поломку можно полной заменой детали в сборе;
  • Сломалось втягивающее – его следует заменить. Если стартер имеет съемную крышку реле – можно попробовать разобрать корпус и почистить контакты;
  • Управляющее реле заменяют новым, то же самое при поломке замка зажигания;

Выводы

Если перестал крутить электростартер, следует искать и устранять причину. Когда самостоятельно найти или устранить не получается – обращайтесь к профессионалам. Важно следить за состоянием заряда аккумулятора, без него автостартер крутить мотор не будет. Соблюдения графика ТО и качественное исполнение поможет своевременно найти и устранить неполадки в зачаточном состоянии, пока они не переросли во что-то крупное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
error: Content is protected !!