ESP в автомобиле — что это такое, как работает на авто, в каких случаях нужно отключать систему ЭСП

противозаносная система

Кнопка ESP есть в большинстве современных автомобилей, она отвечает за деактивацию системы стабилизации. На первый взгляд кажется, что смысл данной функции ясен — когда и зачем нужно нажимать эту кнопку должны понимать все водители. Однако это не совсем так. Клавиша ESP отвечает сразу за несколько опций, которые нужно знать, чтобы не исключить ДТП и других неприятных последствий. Разберем, что такое ЕСП и ее основные задачи подробнее.

Что означает ESP в автомобиле?

ESP, как расшифровку с английского языка, называют “электронной программой стабилизации”. Мастера также обозначают ее “антизаносной” или “противозаносной”, а также программой “курсовой устойчивости”. ESP обеспечивает контроль динамики автомобиля. Это помогает автовладельцу четко контролировать положение транспортного средства в предаварийных ситуациях — если есть риск заноса или пришлось делать резкий поворот при объезде препятствий.

Система ЕСП поможет сохранить устойчивость при выполнении маневров на скользкой поверхности или скорости.

Интересно, что первой курсовую устойчивость ЭСП стала использовать корпорация Mercedes-Benz, она же зарегистрировала патент на нее в 1994 году. Сначала компания внедрила кнопку на Mercedes-Benz S-Class Coupe в начале 1995 года, отчего мировой рейтинг авто существенно повысился. Немного позже заветная клавиша появилась на панели управления спортивного SL, а затем уже на других, более распространенных машинах. К 2000-м годам опция успешно внедрялась на панели управления автомобилей других крупных производителей. Однако у них стабилизация могла называться по другому, например, VSC, DSTC или DSC.

Как функция в автомобиле в 2011 году система стабилизации ESP сравнялась с системой ABS и стала буквально обязательным элементом безопасности. Сегодня эта кнопка присутствует на панели управления в обязательном порядке на всех новых моделях транспортных средств. Причем это касается не только легковых, но и грузовых машин, регистрируемых на территории стран Евросоюза. В Российской Федерации наличие ЭСП стало рекомендательным на авто:

  • Грузового типа — с 01.01.2016 года.
  • Легковых моделях — с 01.02.2017 года.

Чтобы смысл наличия ESP стал очевиднее, разберемся в устройстве и функциях этой системы.

Устройство ЭСП в авто

ESP — это устройство, состоящие из электронного блока управления или микропроцессора. Его задача — срабатывать на сигналы, которые поступают с датчиков, которых обычно два. Они оценивают скорость и особенности поворотов колес в разных плоскостях, являются элементами ABS. Также в ЕСП входят датчики давления, они вмонтированы в систему торможения.

Как работает система ESP?

Чтобы понять принцип работы кнопки ESP, нужно знать, что она напрямую связана с тормозной системой транспортного средства и ABS, то есть антипробуксовочным узлом. Когда водитель нажимает на клавишу, задействуются все противоаварийные меры, процесс работы системы осуществляется следующим образом:

  • Датчики ESP вращения колес срабатывают на изменение угловой скорости в вертикальном, поперечном положении.
  • Кнопка ESP получает сигнал и дает команду на постепенную остановку — срабатывают определенные колеса, в зависимости от направления заноса, поворота и ускорения в боковую сторону.

Остановка автомобиля реализуется через модулятор узла АБС, который создает правильное давление в системе торможения. Далее ESP передает блоку управления мотором команду на снижение уровня подачи топлива и уменьшение колесной тяги.

Примечательно, что благодаря блоку ЭСП сигналы поступают в любых условиях: во время движения накатом, по бездорожью, при разгоне, торможении. Порядок срабатывания, с передачей сигналов от той или иной системы к антизаносному узлу, может быть различным — это зависит от конкретной ситуации и вида привода автомобиля. К примеру, на повороте датчик, который отвечает за ускорение под углом, фиксирует занос со стороны задней оси. В результате электронный блок управления мотором передает команду на снижение количества передаваемого топлива. Когда данных мероприятий недостаточно, то АБС активирует остановку ведущего колеса.

Автовладельцам нужно помнить, что система стабилизации курсовой устойчивости ESP — не гарантия против всех опасных ситуаций. Отменить законы физики невозможно! Когда скорость очень высока и возникла экстренная ситуация, работа даже самой передовой электроники не поможет.

Для чего нужен ЕСП в авто?

Чтобы понять, зачем транспортному средству узел курсовой стабилизации ESP, достаточно рассмотреть наглядный пример. Представьте, что вы начали движение, вдруг на дорогу выбегает животное. Какой будет ваша первая реакция? Скорее всего — удар по педали тормоза с одновременным поворотом руля в сторону, чтобы произвести объезд. Но когда скорость небольшая, нет рядом едущих транспортных средств и бездорожья, печальных последствий легко избежать и после выравнивания можно продолжить движение. Зимой же в подобной ситуации автомобиль скорее всего начнет крутить и занесет. Как поступать в таком случае?

  • Опытный водитель включит понижающую передачу, будет аккуратно притормаживать, потом резко ударит по газам, станет выравниваться на дороге и т.п. Если система динамической стабилизации ESP не установлена и нет достаточного опыта вождения, то совершить такие сложные маневры не получится.
  • Можно нажать на тормоз и быстро выкрутить руль. Когда препятствие получилось объехать, нужно совершить поворот руля в противоположную объезду сторону и одновременно нажимать на педаль. Если нет ESP и опыта в вождении, машину сильно заносит и при этом кузов начнет “прыгать” — аварии не избежать.

Курсовая устойчивость

В результате даже если за рулем неопытный водитель, но умеющий объезжать препятствия, самое главное вовремя среагировать на неожиданность, а ЕСП сама организует безопасное движение автомобиля и ДТП получится избежать.

В каких случаях нужно отключать ЕСП?

Кажется, что вопрос звучит не совсем логично, на самом деле автовладельцу полезно знать о ситуациях, когда лучше провести отключение кнопки ЕСП. Мастера выделяют четыре случая деактивации электроники, а именно:

  • Состояние колес. Иными словами они разные. Ситуация встречается редко, например, после пробития пришлось ставить другу “запаску”. В такой ситуации уместно полное отключение ESP, поскольку датчики будут неправильно считывать повороты колес.
  • Дрифт. В обычном режиме движения такое явление редкость, но если система стабилизации активна, то она будет существенно тормозить автомобиль на резких поворотах и хорошо “дрифтануть” не получится.
  • Подъем в гору. Отключение узла курсовой устойчивости ЭСП позволит облегчить подъем, даже по бездорожью, и исключить пробуксовку.
  • Плохая проходимость. Например, снежные сугробы, грязь, песок. При активной ESP проходимость автомобиля сильно снижается и автовладелец рискует увязнуть на одном месте.

Причины включения лампочки ESP

Прибор панели

Лампочка ЕСП, она располагается на панели автомобиля, загорается, если:

  • Включается антизаносная система.
  • Блок системы не функционирует или наблюдается некорректная работа элементов, связанных с ним.

В первом случае лампочка просто мигает, а после отключается, когда задача предотвратить скольжение успешно выполнена. Если функции узла не выполняются, лампочка не гаснет и горит до тех пор, пока неисправности не будут устранены. В связи с этим у многих автовладельцев возникают вопросы о том, какие причины некорректной работы ESP могут быть, перечислим самые распространенные:

  • Поломка датчиков, отвечающих за скорость вращения колеса машины — они соединяются с блоком управления мотора и тяговой установкой. Поэтому даже если какой-то датчик выходит из строя, то система перестает получать сигналы об изменениях в скорости — загорается сигнал ЕСП.
  • Поломка датчика, отвечающего за угол поворота ведущего колеса. Если он не срабатывает, система не может оценить состояние рулевого управления, значит начинает неправильно работать.
  • На малую долю неисправностей приходятся сбои в программном обеспечении. В таких случаях может потребоваться полное перепрограммирование тяговой системы.

Особенности и функционал кнопки ESP Off

Опытные автовладельцы знакомы с кнопкой ESP Off, но что она означает кроме деактивации курсовой стабилизации?

Для начала помните, что стабилизация неразрывно связана с ABS.

Поэтому у некоторых автомобилей активация ESP Off предполагает отключение именно пробуксовки, а если нажимать на кнопку несколько секунд, то и ЕСП полностью деактивируется. Такой принцип работы внедрен практически во всех японских моделях. Другие автоконцерны выпускают автомобили, которые вообще не имеют кнопки ESP Off. В этом случае водитель рискует не выбраться из снежного сугроба или увязнуть в грязевой луже.

Что предпринять при активации лампочки ESP

Автовладельцам нужно знать, что узел стабилизации, устойчивости авто, является сложным механизмом, в работе которого нелегко разобраться самостоятельно. Значит, когда лампочка на панели авто загорелась и не потухает, лучше всего посетить автосервис за комплексной диагностикой.

Различия ESP на машинах разных классов

Они действительно есть, и чем дороже автомобиль, тем больше различий. Это прежде всего зависит от класса машины, например, ESP может активировать следующие системы:

  • Предотвращение столкновения. Функция внедряется в автомобили с наличием адаптивного круиза. Система оснащается дополнительными датчиками, которые могут считывать дистанцию впереди едущего автомобиля. Она срабатывает, когда дистанция слишком короткая. Оповещение происходит в виде звукового сигнала или появляется изображение на приборной панели.
  • Предотвращение опрокидывания кузова. ESP остановит передние колеса и предотвратит развитие крутящего момента автомобиля.
  • Повышение качества торможения в случае нагрева дисков. Электронная система контролирует температуру и при необходимости дает команду увеличить давление поршней суппортов на колесах.
  • Блокировка дифференциала, а точнее имитация. Эта опция активно внедряется на автомобилях Фольксваген. Суть работы ESP заключается в медленной остановке колеса во время пробуксовки — так предотвращается его проскальзывание. Поэтому автомобиль быстро цепляется и выезжает из труднопроходящего места.
  • Регулирование давления. Если изменяется скорость вращения колеса, это может говорить о снижении давлении. В таком случае электронная система курсовой стабилизации оповестит водителя о возможной утечке воздуха.
  • В ряде автомобилей электроника помогает во время старта в гору. Датчики определяют угол наклона автомобиля и останавливают колеса на несколько секунд после отпускания тормоза. В результате обеспечивается легкий и быстрый подъем.

Возможно ли установить на авто ABS блок ESP?

Замена блока с ABS на блок ABS с ESP возможна, но это дорогостоящее мероприятие и его нужно доверить профильным мастерам, если автовладелец плохо знает техническую конструкцию своего автомобиля. Для проведения работ могут понадобиться:

  • Датчики, необходимые для активации всех функций ESP.
  • Проводка для организации установки датчиков и блока управления.

Также нужно знать инженерные коды оборудования, а в процессе монтажа провести проверку тормозного узла с обязательной заменой тормозной жидкости.

Нужно ли переплачивать за кнопку ЭСП в новом автомобиле?

На территории Европы уже более 6 лет на абсолютно все автомобили противозаносная система ESP устанавливается по умолчанию. В нашей стране эта опция не обязательна. Но если вы хотите, чтобы у машины было полное оснащение электронными помощниками, вроде блокировки дифференциала или облегчения передвижения при подъеме в гору или заносах, то лучше заранее осведомиться о наличии клавиши. Помните, после покупки транспортного средства никто из официальных представителей автопроизводителя не будет отдельно устанавливать узел устойчивости ЕСП! Лучше позаботиться о наличии системы перед покупкой.

ESP в автомобиле: элемент безопасного движения

Электронный узел ESP однозначно считается важной составляющей безопасного движения. Благодаря этой опции, работа автоэлектроники стабильнее, водителю легче справляться с автомобилем при поездках на дальние расстояния. Машина более управляемая, чувствуется устойчивость, большая проходимость. В случае возникновения предаварийной ситуации, датчики в течение доли секунды определяют потерю управляемости и передают сигналы в управляющий блок. Все это облегчит вождение, сохранит жизнь водителю и его пассажирам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
error: Content is protected !!