Коробка передач ДСГ — что это такое, плюсы и минусы, отличие мокрой и сухой DSG

Современные автомобили оснащаются разными типами КПП. ДСГ коробка это современный вариант объединения лучших качеств механики и автоматов. Существует много мифов о не надежности агрегатов такого типа на авто. Она, как и все прочие варианты, не лишена достоинств и недочетов, и требует правильной эксплуатации.

Коробка передач DSG

Коробка передач DSG: что это такое

Термин коробка DSG в расшифровке звучит так — Direkt Schalt Getriebe, в переводе означает, что передачи включаются непосредственно (автоматически). Второе название трансмиссии такой системы – «преселективная», которая держит наготове передачу для ее включения (заранее готова переключиться как на повышение, так и на понижение).

Совмещает в себе шестерни с синхронизаторами на валу, как в обычной механике и автоматически меняет передачи, как автоматические трансмиссии автомобиля. Имеет сцепление, схожее с механикой устройством и принципом действия. Содержит мехатронный блок – управляющий переключением передач, аналога которому нет в других типах трансмиссии.

Коробка ДСГ: это робот или автомат?

Устройство DSG представляет собой сочетание механической коробки, механического двойного сцепления и роботизированного переключения ступеней. Передаточное число каждой ступени строго зафиксировано. Обеспечивается разного диаметра шестернями. Коробка срабатывает эффективно вне зависимости от оборотов мотора авто.

РКПП имеет два комплекта передач – четный 1-3-5 (7) и нечетный 2-4-6. Каждый набор ступеней оснащен отдельным первичным валом и своим сцеплением. Этим обеспечивается быстрый переход с одной ступени на другую, без потерь времени и скорости авто.

Автоматические коробки работают передачей вращения от специальных лопастей через жидкость, чем принципиально отличаются. Сцепления в автоматах нет, его заменяет устройство специфической конструкции.

Коробка – робот имеет две педали управления, как и автоматика. Так как функцию переключения выполнят специальный электромеханический блок. Управляется так же просто, как автоматический аналог.

Коробка ДСГ не является «классической» автоматикой, так как принцип работы у нее механический (а не гидравлический), в то же время наличие электромеханической составляющей, самостоятельно регулирующей переходы с одной ступени на другую позволяет причислить ее к роботам. Так как любой современный робот сочетает механические детали управляемые электроникой (компьютером, электронным мозгом).

ДСГ сухая и мокрая: в чем разница

Понятие сухая и мокрая относятся к вариантам сцепления коробки. Сам агрегат требует смазки, как любая механическая КПП, поэтому внутри не может быть сухим априори (это не требует доказательств). А вот сцепления у коробки ДСГ бывают двух разновидностей:

  • Сухое – внутри не применяется жидкость, как в обычных одинарных сцеплениях. Чаще применяется именно такой тип в современных автомобилях, он составляет около 70% всех роботизированных машин.
  • Мокрое – применяется гораздо реже в современном машиностроении, зато ресурс у него больше, чем у сухого.

Некоторые производители ставят на одну и туже КПП с двойным сцеплением как мокрые так и сухие сцепления, например Фольксваген. У этой фирмы коробка с обозначением DSG 6 имеет мокрое сцепление, а DSG 7 сухое. Насколько велика разница:

  • Вариант коробки с сухим сцеплением на авто является почти полной аналогией простого механического. Его диски крутятся в воздушной среде, охлаждаются воздухом и внешне очень похожи на диски простых одно дисковых собратьев для механики. Хотя сжатие – разжатие выполняется электромеханическим способом;
  • Вариант коробки с мокрым сцеплением в автомобиле имеет герметичный кожух. Внутри которого диски работают в масле (мокрой среде). Привод для сжатия – разжатия гидравлический, очень похож на привод сцепления простой механики;

Чем же вызвано повышение ресурса жидкого сцепления в сравнении с сухим? Ответ очевиден – мокрое сцепление имеет масляное охлаждение трущихся деталей. Поэтому диски выдерживают более высокие обороты и при этом не горят. Сухие диски перегреваются на высоких оборотах, что вызывает их преждевременное разрушение. Материал горит в буквальном смысле, появляется запах горелого феродо.

Виды коробок типа ДСГ

Классифицировать коробки АКПП DSG можно по-разному. Если считать по числу передач, то получится два класса:

  1. Шести ступенчатая ДСГ;
  2. Семи ступенчатая ДСГ;

Классификация по типам сцепления следующая:

  • Сухое;
  • Мокрое;

Первые коробки ДСГ выпускались с шестью передачами. Сцепление преимущественно мокрое, с хорошим ресурсом за счет жидкостного охлаждения.

В семи ступенчатых коробках используются сухие диски, из-за чего она требует втрое меньше масла для работы. Насос масла, работающий от гидропривода, заменили электрическим. Это снизило потребление топлива автомобилем. Зато срок службы таких сцеплений ниже, чем мокрых.

По типовым отличиям классификаций коробок будет побольше. Помимо усовершенствований агрегатов DSG старого образца, производили и выпуск новых образцов. Сейчас различают целых 4 серийных версии применяемых на авто:

  1. Коробки DSG-6 / DQ250 – стали первым поколением роботов. Появились в 2003 году и стали удачным дебютом для VAG концерна. Имела шесть ступеней и два сцепления. Сегодня такой тип сцепления стал главным для трансмиссий DSG, как наиболее удачный вариант. Тип «мокрый» дает возможность переносить повышенные обороты, за счет чего ресурс возрастает. Максимальные обороты до 350 Нм. Это дало возможность постановки DQ250 на мощных автомобилях с моторами до 3.2 л по объему;
  2. Коробки DSG-7 / DQ200 – стали погоней за экономичностью. Первый успех не мог не послужить выходу КПП следующего поколения. Новое поколение производили с учетом требований рынка – экономичность и дешевизна деталей. Возможность применения РКПП на автомобилях с малым литражом мотора. Через пять лет после первого поколения вышло второе. Сцеплений оставили два, только охлаждение сделано воздушное. Ступеней стало 7, а вращающий момент снизился до 250. Это позволило использовать роботы для автомобилей с моторами 1.2 -1.8 л. объемом;
  3. Коробки DSG-7 / DQ500 – больше мощи и надежности. С появлением новых автомобилей, ресурса ДСГ стало не хватать. Поэтому вернулись к сцеплениям «мокрого» типа и повышению мощности. Выпущенный DQ-500 способен выдержать обороты до 600 Нм. С этого момента роботы стали ставить на минивэны и кроссоверы;
  4. Под концерн АУДИ выпустили доработку – коробки DSG-7 (DL501 и DL382). Мотор в автомобилях этого концерна расположен поперек, применение первых роботов стало невозможным из-за таких особенностей устройства. В качестве выхода разработали модификации DL501 и DL382, позволяющие взаимодействие с моторами, установленными поперек.

В итоге имеем 3 разных классификации коробок — роботов. Важно не запутаться при покупке автомобиля.

Принципы работы

Работа преселективных КПП на авто принципиально отличается от остальных. Два сцепления позволяют более оперативно менять ступени коробки. Механика, как и робот производит выключение сцепления, при смене ступени. Однако, на механике при этом получается потеря динамики и небольшой толчок-рывок.

Оперативность работы двух сцеплений трансмиссии DSG позволяет менять ступени без потерь динамики автомобиля, его скорости и без рывков. Сцепление одного вала отключается, одновременно включается сцепление второго вала с другой передачей.

То есть, при переключении коробки с первой ступени на вторую, происходит отсоединение сцепления вала с шестерней первой передачи и соединение сцепления вала с шестерней второй передачи. Быстро, мгновенно, неощутимо. Переключение на понижение происходит по такой же схеме, только передача меняется на понижающую.

При хорошо настроенном роботизированном элементе никаких толчков или рывков авто при смене ступеней в коробке не происходит. Посторонних звуков тоже быть не должно. Их появление означает сбой в работе и необходимость проверки и ремонта узла. Роботизированный вариант в отличие от механики не позволяет включения передачи слишком рано или слишком поздно. Исключает включения не той передачи.

На поток коробки DSG 6 была поставлено Фольксвагеном в 2003 году. Сцепление работало внутри масляной ванны, поэтому получило название «мокрое». При этом теряется часть мощности мотора авто на преодоление сопротивления смазки. За счет этого, увеличен расход бензина. Через пять лет в 2008 начато производство коробок DSG 7 с сухим сцеплением, что снизило топливный расход автомобиля, за счет снижения ресурса деталей сцепления.

Плюсы и минусы

Споры о том плох ДСГ или хорош не утихают до сих пор. Отрицательных мнений больше, чем положительных. Однако, прогресс не стоит на месте, современные коробки ДСГ хоть и не лишены недостатков, но уже не имеют большого количества проблем, как у первого поколения. Они стали надежнее и долговечнее. Начнем с перечисления достоинств:

  • Они более экономичны (снижают расход топлива автомобиля до 15%), в отличие от механики и гидравлических автоматов;
  • Полностью отсутствует потеря вращающего усилия, при смене ступеней;
  • Сверх плавное переключение передач (при условии, что трансмиссия исправна);
  • Сверх быстрый переход со ступени на ступень (8-10 миллисекунд), это дает великолепную динамику;
  • Сниженный вес изделия, по сравнению с аналогами иного типа;

Не стоит забывать о недостатках, которые имеются у всех типов коробок, а не только у роботов. Перечислим недостатки:

  • Ресурс ниже, чем у прочих аналогов (этим особенно грешат первые поколения роботов);
  • Стоимость ремонта дороже, чем у аналогов;
  • Крайне требовательны к используемым трансмиссионным маслам (как и гидравлические автоматы);
  • Плохо реагируют на агрессивный стиль вождения авто, на который они не рассчитаны. Поэтому у любителей стритрейсерских приемов такие коробки долго не живут;
  • Сниженная ликвидность среди авто вторичного рынка, по причине многочисленных капризов;
  • Отказы роботизированной части КПП и плохая настройка (частые проблемы первых поколений роботов, сейчас они исправлены);

Есть владельцы авто, которые не нахвалятся ДСГ коробкой, их устраивает все. Они рекомендуют ее другим автолюбителям. Нужно привыкнуть к бережной эксплуатации машины и выполнять своевременное обслуживание и ремонт при первых симптомах неполадок.

В случае приобретения авто с ДСГ- коробкой с рук, следует выполнить ее полную диагностику. Потому что сломать робота могли за 10-20 тысяч пробега, агрессивным вождением, бездорожьем или небрежным отношением. Учитывайте этот фактор в стоимости – смело просите скидку.

Проблемы, которые бывают с коробкой передач

Хотя может показаться, что современная трансмиссия Direct shift gearbox (DSG) проще остальных и надежностью не должна уступать механике. Проблемы все же есть:

Рывки при трогании авто с места в автоматике гасятся гидротрансформатором. В ДСГ- коробках эти же рывки глушатся за счет гидравлики и качества настройки роботизированного узла переключения. Для коробок ДСГ с двумя сцеплениями, настройка требуется сложнее, а значит программа и гидравлика совершеннее.

Требуется полная согласованность в работе всех механизмов управления передачами и сцеплениями коробки. Для мягкости переключения смена сцеплений должна происходить одновременно, без толчков, рывков и потерь мощности.

В итоге ДСГ коробки не любят постоянной смены передач и частых манипуляций сцеплениями. Движение авто по городским пробкам, состоящее из частых разгонов и остановок перегревает диски, ускоряя их износ и поломку. Для мегаполисов этот ражим неизбежен и наиболее распространен.

Режим запуска – когда мотор вращается при включенном сцеплении с выжатым тормозом, чтобы иметь быстрый старт не годится. Он только ускорит смерть коробки ДСГ. Заявленный на агрегат ресурс 300.000 пробега без ремонта будет ему соответствовать только при движении по автобанам, где скорость одинаковая и монотонная. Стоять в пробках не придется.

По факту постоянных пробок ресурс сцепления коробки падает до 50.000-80.000. Работоспособность электромеханического узла до 100.000 пробега. Все возможные при этом проблемы можно условно подразделить на такие группы. Наиболее безобидные по мнению экспертов Фольксваген:

  • Появление звуков;
  • Тихий скрежет при работе;
  • Лязг металла по металлу;

Даже официальные продавцы авто с ДСГ коробками отказываются рассматривать эти симптомы как гарантийный случай. При отсутствии вибрации или рывков/толчков они аргументируют шумы особенностями устройства агрегата. Ехать на диагностику по гарантии – значит просто потерять время. Такова печальная статистика. Признаки не из приятных:

  • Толчки;
  • Рывки;
  • Вибрации;
  • Падение мощности на разгоне;

Это говорит об изношенности механизмов сцепления в 90-95% случаев. Неприятности будут только нарастать. Вибрация имеет такие симптомы — возникает при переходе на вторую передачу (длится 1-3 секунды), повторяется при объезде препятствий или разгоне между 5 и 10 км/ч.

Появление проблем с механо электрической частью коробки считается аварийным режимом:

  • Полное отсутствие переключения скоростей или сцепления коробки вообще. Может происходить как в процессе движения, так и при запуске мотора;
  • Проблема временно снимается отключением зажигания;
  • Решение только одно – ремонт коробки. Обойдется до 90.000 рублей. Узел сложный, самостоятельный ремонт исключается;

Проблема с минеральным маслом — в теплых регионах (и странах) синтетика начинает взаимодействовать с медными элементами коробки, вызывая электризацию и короткие замыкания. Из-за узкого диапазона температуры минерального масла, сменить синтетику на минералку не всегда помогает.

Гарантийные ремонты коробок – способ не всегда помогающий решить проблему надолго. Многие хозяева ДСГ — коробок получили один или несколько ремонтов по гарантии, пока не истек гарантийный срок обслуживания. По истечении срока, проблемы вернулись, только устранять их придется платно.

Концерн Фольксваген начал производить с 2013 года улучшенные варианты сцепления под коробки марки DQ200. Оно имеет повышенный срок службы без отказов. На это стоит ориентироваться при покупке роботизированных автомобилей.

Как определить неисправность с ДСГ

Если обратиться к дилерам по поводу металлического скрежета и шума коробки ДСГ, большинство отпишется, что это не является гарантийным случаем. Если прочих проблем не наблюдается, то скрежет безобиден и вполне приемлем для такого типа трансмиссии. Диагностика тоже не выявит каких-либо сбоев в работе коробки. Поэтому шумы, скрипы, звуки не считаются неисправностью в этом типе агрегатов.

Появление вибрации при разгоне, толчков, рывков, потери мощности повышенный расход топлива – считаются симптомами неполадок. Эти симптомы не рекомендуется игнорировать, они нарастают и выльются поломкой агрегата.

Своевременное обращение в сервис поможет уменьшить затраты на ремонт и позволит избежать аварийных ситуаций. Аварийная ситуация возникает, когда пропадает сцепление при запуске двигателя либо в движении машины. Выключение зажигания исправит ситуацию не на долго. Нужен срочный ремонт управляющего узла.

Коробка передач ДСГ - что это такое, плюсы и минусы, отличие мокрой и сухой DSG

Толчки при низких оборотах при движении накатом в режиме «D2», а так же при разгоне означают неполадки синхронизаторов передач или их шестерен. Нужна диагностика и ремонт, выполнить который самостоятельно невозможно.

Появления хруста или щелчков, когда машина разгоняется, предшествующий толчкам и рывкам означает неполадки при смене ступеней. Хорошо ощутимы при передвижении в пробках. Нужна проверка и настройка ли ремонт, по результатам проверки.

«Грубый» переход с одной ступени на другую, встречается чаще с третьей ступени на четвертую. Сопровождается шумом, толчком, рывком, падением динамики. Неполадка синхронизатора передач или сцепления. В се решается проверкой на СТО и ремонтом по необходимости.

Какие правила требуется соблюдать при эксплуатации машин с DSG-трансмиссией

ДСГ коробка требует к себе особого обращения, при соблюдении правил способна пройти без ремонта до 300 тысяч пробега. Обеспечивая мягкую и комфортную езду. Что следует соблюдать:

  1. Никогда не спешить с переключением положений селектора. Перемещать рычаг необходимо плавно, переход с «паркинга» на «драйв» выполняется не спеша. Машина должна стоять и педаль торможения при этом выжата в пол. Только после включения передачи, постепенно отпускаются тормоза и начинается движение;
  2. Запрещено дергать рычажок на секторе переключаясь между режимами. Делайте все плавно, чтобы электроника успела среагировать на сигнал и переключиться в соответствии с новыми требованиями. Роботу нужно 1-2 секунды, для понимания, что от него требуется и переключения в нужный режим. Это элементарное правило сильно повышает ресурс ДСГ трансмиссий;
  3. Грамотное перемещение по пробкам. Большинству ДСГ коробок приходится работать в пробках. Этот режим для них наиболее тяжелый. В режиме автомата (не спортивного), она настроена для улучшения экономии топлива быстрее переключаться на повышающую передачу. Попадание в пробку вызывает постоянное переключение ДСГ с первой на вторую ступень и обратно. Это изнашивает детали по ускоренной программе и перегревает сцепления, разрушая диски. Для избежания лишнего износа и повреждений деталей применяйте ручное управление. В ручном режиме ограничивайте скорость первой передачей;
  4. Правильное применение тормозов. Особенность конструкции ДСГ требует сильного нажатия тормозной педали. Это влияет на смену режимов и уменьшает износ сцеплений. Слабое торможение повышает износ сцепления. Вдобавок, на уклоне машина, имеющая два сцепления покатится в обратную сторону. Даже если включили селектор для движения вперед. Борются с подобной особенностью так – фиксация откатывания ручником, либо нажатием педали газа, либо поигрывая газом и тормозом, не давая скатиться;
  5. Агрессивное вождение с резким стартом или дрифтами. Для прирожденных гонщиков, напоминаем, что ДСГ не поддерживает функцию с одновременным нажатием обеих педалей. Есть механизм, препятствующий одновременному включению обоих сцеплений. Просто обороты останутся на прежней отметке, сцепления разомкнуты. Когда защита не срабатывает или отсутствует (что возможно, особенно в первых моделях ДСГ), произойдет пробуксовка дисков, потому что тормоз не даст машине передвигаться;
  6. Негативно сказывается на ДСГ езда с частым ускорением и резкими торможениями. Постоянная смена педалей сбивает с толку робота, он перестает успевать за командами, происходит сбой в работе и настройках. Любителям такого вождения, рекомендуется переключиться на ручное управление. Оно более щадящее сказывается на ДСГ агрегатах;
  7. Разумное использование «ручника». Этот механизм практически не применяется владельцами автоматических трансмиссий, однако хозяевам ДСГ забывать про него не стоит. Лучше включать ручник в режиме парковки. Это снижает нагрузку на механизм блокировки, не дающий автомобилю катиться. Обязательно применение ручника, если оставили машину припаркованной под уклоном;
  8. Помогать застрявшему транспорту ли не стоит? Рано или поздно вас могут попросить вытащить забуксовавший автомобиль или отбуксировать заглохший до СТО. Отказать не удобно, возможно вам самому понадобится буксировка. Не спешите соглашаться – проверьте, допустима ли буксирование по прилагаемым к машине инструкциям. Например, семи ступенчатый агрегат ДСГ с сухими дисками не рассчитан на повышенные нагрузки. Даже применение прицепа опасно для жизни ДСГ агрегата;
  9. Если брать мокрое сцепление и шести ступенчатую ДСГ, которая более выносливая, осторожность нужна и с ней. Прежде чем соглашаться на буксировку или применение прицепа, выясните, допускается ли это эксплуатационными характеристиками вашего автомобиля;

Выбор масла и смазки для авто

Выполнять смену смазки в ДСГ агрегатах следует согласно регламенту. Правила и сроки прописаны в руководстве, прилагаемом производителем к автомобилю. На практике выявлено, что 90% всех поломок ДСГ происходят по вине хозяев. По причине нарушения ими правил эксплуатации и обслуживания ДСГ агрегатов.

Отремонтировать роботизированную коробочку ДСГ удовольствие затратное по финансам и по времени. Обойдется от 50000 в рублях, не считая запчастей. Если поломка затронула мехатронику, например, поломка в клапанах электромагнитного типа, тогда стоимость ремонта переваливает за 100000.

В общем, ДСГ-6 признается наиболее надежным роботом из всех возможных вариантов. Она способна проработать 200-250 тысяч пробега без ремонта. В подавляющем большинстве машин от брендов Фольксваген, Шкода и Ауди производителем указан срок смены масла внутри ДСГ агрегатов после пробега 60 тысяч. Специалисты отечественных СТО рекомендуют для сохранения ресурса ДСГ агрегатов выполнять смену уже после 40 тысяч пробега.

Своевременная смена масла в ДСГ любой модели и типа избавляет от появившихся дерганий, толчков и рывков. Автомобиль разгоняется плавно, как будто трансмиссия новая. Значит, необходимо прислушиваться к рекомендациям специалистов, и менять смазку ранее сроков, указанных производителями. Это продлевает коробкам ДСГ сроки эксплуатации.

Для ДСГ требуются жидкости с определенными требованиями – специализированные. Применение какого попало масла или отличного масла для МКПП неприемлемо. Для смены смазки в ДСГ с двумя сцеплениями необходима жидкость маркировки VAG G052182A2 в объеме 6 литров. Не забудьте сменить фильтр, требуется новый с маркировкой VAG 02E305051C.

жидкость для коробки DSG

Некоторые производители и ремонтники используют Pentosin FFl-2 в качестве масла для ДСГ коробок. Жидкость дешевле «ваговской» на 300 рублей с литра. Допуск у нее тот же — TL 521 82, он гарантирует стабильность эксплуатации агрегатов с парным сцеплением ДСГ типа. Соблюдайте правило – никогда не смешивать смазки от разных производителей даже с одинаковыми свойствами ни в каких пропорциях.

Допускается только полная смена масел одного производителя на другого с предварительной промывкой ДСГ. Наиболее простой и доступный метод замены жидкостей в ДСГ агрегатах – обратиться на профильную станцию. Замена в гараже не может обеспечить надлежащих условий и полного стекания отработки. Особенно это касается обслуживания «мокрых» сцеплений.

Для смены нужно дорогое оборудование и навыки обращения с ним. Такое есть лишь в сертифицированных мастерских, обращайтесь туда. Вся процедура по смене смазки ориентировочно обойдется в 10-12 тысяч в рублях.

Для ДСГ-7 рекомендовано заводом использование смазки G 052 512 A2, которая разливается в бутылки емкостью 1 литр. Стоимость литра колеблется в рамках 900-1300 рублей в разных регионах. Пригодно для использования в агрегатах DSG-7 DQ 200 которыми оснащаются машины от Ауди, Сиат, Фольксваген и Шкода.

Альтернативой для ДСГ-7 рекомендуется к применению смазка FEBI 21829 с ценой литра от 500 рублей, SWAG 10921829 с аналогичной стоимостью литра либо VAG GCN052512Z2 литр которого обойдется в 900 рублей.

Послесловие

Современные роботы ДСГ надежнее и долговечные первых моделей. Не годятся любителям экстремального вождения, такой стиль убьет любую трансмиссию, но робота быстрее всех. При соблюдении сроков обслуживания и эксплуатации способны прослужить до капитального ремонта 300000 пробега.

Не стоит экономить на обслуживании и ремонте ДСГ агрегатов, экономия обойдется более дорогим ремонтом или заменой. Поддельное масло губительно для ДСГ, так же как для автоматов. Приобретайте жидкости только у фирменных производителей и проверяйте защитные коды и наклейки, а так же состояние тары. Используйте масло, входящее в инструкцию по эксплуатации машины и допустимые аналоги.

Избегайте перегрузов машин с ДСГ и буксировки. Коробки на такую нагрузку не рассчитаны и могут сломаться. Привыкайте к особенностям вождения таких машин, во избежание преждевременных поломок. При желании, возможно сменить ДСГ на механику, только стоит операция не дешево.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий