Нарушение работы форсунок приводит к «троению» двигателя и появлению вибрации. Признаки очень похожи на неисправности свечей, однако свечи в порядке. Тогда следует проверить форсунки, не снимая с двигателя, и найти не работающие среди них. Заменить их новыми, прочистить, если это возможно.
- Как работает инжекторная форсунка?
- Почему могут не работать инжекторные форсунки
- Не работает форсунка инжектора: симптомы
- Как определить неисправную форсунку на работающем двигателе?
- Как проверить форсунки, не снимая с двигателя?
- Как проверить питание на форсунках
- Проверка пусковой форсунки
- Проверка на рампе
- Проверка на стенде
- Как измерить сопротивление мультиметром
- Как проверит баланс форсунок
- Проверка на слух
- Проверка форсунок на герметичность
- Чистка форсунок
- Что в итоге
Как работает инжекторная форсунка?
Для бензиновых двигателей инжекторного типа используются электромагнитные форсунки. Подача топлива в них происходит за счет электрических сигналов, которые подаются системой управления мотором ЭСУД.
Сигнал скачкообразный испускается на обмотку катушки, намагничивая шток внутри нее. Клапан, распыляющий топливо, связан с этим штоком. Бензин, подается под давлением через отверстия, распыляющие его для лучшего смешения с воздухом внутри цилиндра.
Объем впрыскиваемого бензина за цикл зависит от времени открытия клапана. Открывание происходит несколько раз за один цикл. Это обеспечивает лучшую работу мотора. Для поджига, достаточно обогащенной смеси, затем дополнительный впрыск поддерживает горение и улучшает экономию топлива.
Так должны работать все форсунки, обеспечивая стабильность циклов мотора. Требования к ним высокие, иногда противоречащие друг другу. Например, для повышения быстродействия, нужно уменьшить и облегчить детали. Надежное закрытие клапанов получается за счет сильной пружины возврата. Тогда, для открывания клапана требуется мощная катушка.
Повышение потребляемой электрической мощности вызывает усиление индуктивности, и снижает быстродействие. При компактности устройства и низкой индуктивности растет потребление катушкой тока, это прибавляет проблем электронным переключателям, работающем в системе ЭСУД.
Высокая частотность срабатывания и рост динамической нагрузки на детали клапана приводят к усложнению его устройства. Это в свою очередь снижает компактность и сроки службы. А еще требуется обеспечивать необходимое распыление и стабильность срабатывания при меняющейся температуре.
Рабочие инжекторы имеют точное значение пропускающей способности. Подача осуществляется временем открывания, поэтому давление в рампе должно быть стабильным и постоянным. Ни от чего более впрыск не зависит. Используется еще обратная связь, согласно показаниям кислородного зонда в выхлопном коллекторе. Но он только покажет плохое (недостаточное) количество кислорода в выхлопе или его избыток и даст сигнал ошибкой (Check).
Почему могут не работать инжекторные форсунки
Объяснений, почему не работают форсунки двигателя несколько:
- Не идут импульсы от блока управления;
- Поломка обмотки;
- Износ деталей;
- Забились отверстия;
Последний из списка случай наиболее распространен.
Причиной засорения становится плохое топливо, вызывающее нагар. Попадание мусора в топливную систему, когда фильтр давно не менялся, и не справляется. Однако, стоит проверить и остальные случаи.
Не работает форсунка инжектора: симптомы
Симптомы того, что одна или несколько инжекторов двигателя не работают как нужно следующие:
- Перебои в работе двигателя на оборотах ХХ;
- Расход бензина возрастает;
- Появились проблемы при запуске, особенно если движок остыл;
- Возможно появление черного (сизого) дыма из выхлопного коллектора;
- Может сопровождаться громкими «выстрелами» через глушитель периодически;
- Автомобиль разгоняется медленно, происходят рывки (провалы) при сбросе или нажатии на педаль газа;
Это симптомы не только проблем с впрыском, однако следует проверить вместе с прочими возможными причинами. Узнать какая форсунка двигателя не работает получится только после диагностики.
Важно: неполадки в топливной подаче повышают износ деталей мотора, приближая преждевременный капремонт.
Как определить неисправную форсунку на работающем двигателе?
Определить явно нерабочую форсунку когда барахлит двигатель просто. Достаточно проверить его работу, поочередно отключая их питание вручную. Отключение рабочей детали вызовет заметное падение оборотов двигателя, а отключенная не работающая деталь – никаких новых изменений в работе не вызовет.
Проверять такую форсунку на работоспособность нет необходимости, ремонтировать тоже. Проблема решается только заменой. Ремонт может выйти дороже приобретения новой детали и решить проблему не на долго.
Как проверить форсунки, не снимая с двигателя?
Инжекторы возможно проверить снимая и не снимая их с двигателя. На снятом лучше видно как он будет работать, а вот при проверке не снимая, ориентируются по косвенным признаком. Как происходит тест форсунок – рассмотрим ниже.
Как проверить питание на форсунках
Проверка топливных форсунок мотора своими руками на перебои в электро цепи выполняется так:
- Снимают рампу;
- Включают зажигание, чтобы насос создал рабочее давление;
- Отключают питание от инжекторов поочередно, к контактам аккумулятора подводят пару проводов;
- Вторые концы проводов соединяют с контактами на инжекторе;
- Если происходит вытекание бензина, значит неполадка в электрической схеме впрыска;
- Если течения топлива не происходит, тогда инжектор неисправен, его следует заменить;
Проверка пусковой форсунки
Будем искать неисправность форсунки, расположенной перед заслонкой дроссельной. Она присутствует не в каждом двигателе, подобная система устарела. Встречается в устаревших иномарках Фольксваген, Audi, Шкода, Seat и прочих. Так называемый моноинжекторный вариант. Для этого:
- Убедитесь, что температурный датчик двигателя «ДТВВ» исправен;
- Нужно проверить мультиметром сопротивления контактов инжектора 1 и 4, у рабочей значение будет 1,2-1,6 Ом;
- Если полученный результат не попадает в диапазон, придется проверить их более детально;
Пусковая форсунка должна подавать дополнительное топливо на холодном двигателе, облегчая запуск зимой. Работает кратковременно, до запуска двигателя. Принцип одинаковый, как у всех устройств такого типа. Признак, указывающий на неполадки – холодный двигатель глохнет при запуске, не заводится или заводится плохо, не с первой попытки. Чтобы проверить более подробно, требуется найти емкость, снять пусковую деталь опустить в эту емкость, затем:
- Соединяют один ее контакт с аккумулятором, второй замыкают на землю;
- Плюс от насоса топлива тоже соединяют проводом к АКБ;
- Далее смотрите в справочнике объем перекачки бензина и угол распыления;
- Например, система «K-Jetronic» имеет показатели угла 80 градусов, а производительность 70-100 кубиков за минуту;
- Просто измерьте через минуту, сколько натекло бензина в емкость и сверьтесь со справочником;
- Проверить угол распыла можно на глаз или с помощью специальной линейки;
- Закончив проверки вытрите инжектор насухо и отсоедините от него питание;
- Корпус не должен пропускать, поэтому пусть насос топлива создаст давление;
- Выждите 2-3 минуты, если течи не появились, тогда герметичность в норме;
Проверка на рампе
Чтобы проверить работу форсунок инжектора таким способом, требуется снятие рампы, затем:
- Подключите все отключенные при снятии контакты. Верните все снятые с аккумулятора клеммы;
- Расположите рампу под капотом, чтоб иметь возможность установить емкости со шкалой под каждым распылителем;
- Подключите все трубки, по которым подается бензин, надо проверить, что они закреплены надежно;
- Включайте зажигание и прокрутите стартером двигатель кратковременно;
- Лучше взять помощника, чтобы он крутил стартером, пока вы следите за работой инжекторов;
- Не одинаковая подача горючего выдаст барахлящий элемент;
- После прекращения работы стартером, следует проверить уровни в емкостях;
- Если в некоторых он выше или ниже, чем в остальных, это означает неполадки в работе;
- Недоливающие элементы моно попробовать прочистить, возможно засорение отверстий;
- Переливающий или протекающий элемент подлежит замене;
Вместо того чтобы проверить своими руками, вы можете заплатить и обратиться к сотрудникам автосервиса.
Тогда без снятия никак не получится, зато специальный стенд поможет точнее проверить и выявить неполадку. Позволит отрегулировать работу инжекторов по возможности. Возможна так же промывка забившихся элементов и настройка факела разбрызгивания.
Проверка на стенде
Проверка форсунок инжекторного двигателя на стенде своими руками или руками специалистов даст наиболее качественный и точный результат. Без снятия проверить невозможно, поэтому все инжекторы придется снимать и прикручивать к стенду.
Работает стенд в разных режимах, в том числе и тестирующем. Производится испытания в разных режимах со сбором и проверкой количество слитого бензина. Работу видно через прозрачную стенку, визуально можно проверить, какой выдается факел распыления.
В результате получается таблица с цифрами, значения которых нужно сравнить с указанными в паспорте. При необходимости нужно прочистить и отрегулировать инжекторы, затем снова проверить. Неисправные заменить целиком.
Как измерить сопротивление мультиметром
Этот метод позволяет проверить работу форсунок в домашних условиях, без снятия с двигателя. Прежде чем начинать проверку, выясните, допустимое сопротивление инжекторов вашей машины.
Встречаются варианты высокого и низкого сопротивления, важно не ошибиться, далее:
- Выключайте зажигание, уберите клеммы с АКБ;
- Отсоединяйте разъемы от инжекторов;
- Удобнее всего работать плоской тонкой отверткой, отщелкивая ей зажимы на колодках;
- Переключите мультиметр для измерения сопротивления, со шкалой 20-50 ОМ;
- Показатель сопротивления между крайним и центральном контактами в норме находится в диапазоне от 11 до 17 Ом;
- Для инжекторов с низким сопротивлением, нормальное значение составляет 2-5 Ом;
- Если имеется отклонение от нормы в любую сторону, деталь рекомендовано заменить;
Как проверит баланс форсунок
Для примера рассмотрим проверку инжекторов ВАЗ. Последовательность такая:
- Отключают бензонасос и заводят двигатель, для выработки топлива из системы;
- Когда топливо закончится, двигатель сам остановится;
- К топливной системе подключают манометр;
- Подключают насос бензина;
- Соединяют диагностический прибор с компьютером автомобиля кабелем через специальный разъем;
Далее управляют через ПО диагностического оборудования включением и отключением насоса и работой инжекторов. Действуя по алгоритму:
- Включается зажигание;
- Снимают показания с манометра (2,8-3 атмосферы);
- Отключают реле насоса;
- Давление по манометру доходит до 2,8 атмосферы;
- Активируют первый инжектор;
- Снова сверяются с манометром, падение давления будет незначительным;
- Снова включают насос;
- Пока манометр не покажет 2,8-3 атмосферы;
- Повторяют процедуру для всех инжекторов поочередно;
- Если один из них сбрасывает давление сильнее других, форсунку следует сменить;
Завершив проверку, не забудьте сбросить давление топлива. Подключайте насос топлива и отсоединяйте манометр. Следует завести двигатель и проверить его работу.
Проверка на слух
Этим методом пользуются опытные водители. Чтобы проверить таким методом, используют дощечку, трубку или стетоскоп. Один конец трубки прикладывают к тестируемой форсунке, а второй подносят к уху. Полноценно работающий элемент не издает постороннего шума и вибраций, слышны только размеренные щелчки.
Когда звуки идут неравномерные, слышен стук – это значит, инжектор работает с перебоями. Возможно она засорилась или повреждены детали.
Возможно прослушать и без приспособлений. Поможет хороший слух и опыт прослушивания. Выдает неисправность высокочастотный шум, схожий со свистом или писком. Если он слышится в моторе, следует заняться детальной проверкой форсунок.
Проверка форсунок на герметичность
Проверить герметичность форсунок высокого давления можно бензином. Необходимо выполнить демонтаж рампы. Отключить питание инжекторов. Зажигание включают, не запуская мотор. Нужно, чтобы насос топлива создал давление внутри магистрали.
Когда давление создано, насос отключится. Текущие инжекторы легко проверить по появлению капелек (струек) топлива. Неисправные следует заменить. Достоверность такой проверки не высокая. На холодную протекания может и не быть, зато при нагреве, когда металл расширяется, протечка появится. Но проверить на горячую ее не получится, только ориентироваться по косвенным признакам.
Чистка форсунок
Очистить автомобильные инжекторы можно несколькими методами – химический, ультразвуковой и механический. В гараже ультразвуковая очистка не возможна, нет оборудования. Для химической чистки необходимо:
- Купить очищающую присадку для форсунок;
- Залить ее в бензин, в соответствии с инструкцией;
- Прокатиться 10-20 км., периодически разгоняясь до 110-130 км/ч по ровной дороге;
- Химический метод позволяет очистить слабые загрязнения и как профилактика через 30-40 тысяч пробега;
При сильном засорении остается либо нести в сервис для ультразвуковой очистки, либо чистить механически. Он заключается в ручном промывании инжекторов. Для этого снимаются все форсунки, затем:
- Соединяют герметично баллон с жидкостью для промывки с форсункой, с помощью трубки из силикона;
- Поможет с герметичностью изолента;
- Нужно обеспечить электро импульс, для открывания инжектора;
- От аккумулятора подводят 2 провода к контактам инжектора, один с кнопкой для включения/отключения;
- Импульсы (нажатия кнопки) делайте кратковременные, чтобы не сжечь проводку;
- Следите, чтобы промывка не попадала на резиновые уплотнители, они от этого деформируются и разрушаются;
Получившаяся конструкция выглядит как на фото
- Происходит подача промывки внутрь инжектора, нажав кнопку вызываете его срабатывание с выбросом жидкости;
- Следует достичь равномерного распыления, для этого продолжать промывку до получения желаемого результата;
- Поочередно выполните процедуру для всех остальных инжекторов, это занимает около 2-3 минут на каждую;
- После очистки, соберите и подсоедините к мотору все элементы как положено;
Что в итоге
Во избежание проблем с форсунками необходимо заправляться качественным топливом и устраивать химическую прочистку каждые 30-40 тысяч пробега. При возникновении признаков неполадок, следует искать причину и устранять их немедленно. Иначе поломка мотора не за горами. Меняют инжекторы целиком, их ремонт дорогая процедура без гарантии продолжительной работы.