Как ездить на механике — вождение для начинающих с нуля, как правильно водить механику

МКПП

Автомобили становятся доступным видом транспорта, ездить на машине может каждый. Водители-новички предпочитают ездить с автоматическими трансмиссиями, потому что они проще в управлении, считают что очень сложно ездить на механике. Водители-профессионалы  наоборот предпочитают ехать на механике, она позволяет ездить полностью контролируя автомобиль в движении.

Сложно ли водить машину на механике?

Водители-новички уверены, что научиться ездить с механикой практически невозможно. На самом деле это миф, ведь было время, когда автоматику еще не изобрели. Тем не менее это никому не мешало ездить. Научиться ездить с механикой считается наиболее трудным, по сравнению с прочими разновидностями трансмиссии. Получив навык езды на механике, проще приспособиться к прочим коробкам.

Механика — разновидность трансмиссии, где переключение передач выполняется вручную. Водитель при езде переключает ступени, согласно сложившихся условий и планируемых действий. При этом требуется ехать сконцентрировавшись на управлении ТС, что делает водителя сосредоточенным на процессе управления и внимательнее на дорогах.

Механика позволяет быстро разгоняться и тормозить, позволяет ехать «чувствуя» автомобиль и контролируя его движение. Опытный инструктор – вот быстрый способ обучения езды с механикой, важно внимательно прислушиваться к его советам и запоминать рекомендации.

Что нужно учесть перед выездом?

Всех, кто начал учиться на права, ожидают первые уроки вождения на автомобиле с механикой. Нужно проверить перед выездом следующие нюансы:

  • Проверьте, чтобы у вас было с собой удостоверение водителя и страховка ОСАГО. Даже водители с многолетним опытом забывают документы, поэтому платят штрафы при встречах с сотрудниками ГИБДД;
  • Важно проверять каждый раз исправность работы тормозов;
  • Чтобы светились все габаритные огни;
  • Работали все фары и задние тоже;
  • Исправно срабатывало рулевое управление;
  • Работал «дворник» с водительской стороны;

ВАЖНО: Согласно законам РФ, ездить без документов или когда у вас не работает любой из перечисленных выше элементов, даже к месту ремонта, запрещается! Это тот случай, когда придется платить штрафы за нарушение правил.

Советы всем начинающим водителям, ездящим не только на механике — перед выездом, особенно когда поездка предстоит дальняя, проверьте:

  • Количество охлаждающей жидкости в системе;
  • Достаточно ли бензина в баке;
  • Уровень смазки мотора;
  • Давление всех покрышек/шин;

Как поехать на машине в первый раз после получения прав?

После того как получили права, новички нервничают, когда предстоит ехать самостоятельно. Раньше с ними рядом ездил инструктор, который мог подстраховать в серьезной ситуации, подсказать и даже остановить автомобиль. Теперь же приходится ехать надеяться только на свои знания и умения, и отвечать за пассажиров в салоне. Следует ездить воспользовавшись простыми советами для новичков, чтобы первый выезд не превращался в пытку:

  • При покупке машины стоит засыпать вопросами продавца – особенности автомобиля, расположение управляющих органов, разузнайте о машине все, что вам может быть полезно;
  • Не нужно ехать как лихой джигит, при первом выезде вы еще не понимаете, как автомобиль будет вести себя на скорости, и насколько быстро вы сможете затормозить;
  • Ездить следует не спеша, отмечая реакции машины на любые ваши действия с управлением;
  • По возможности следует избегать езды по слишком оживленным трассам в первый день;
  • Ездить надо поглядывая в зеркала заднего обзора периодически, особенно перед тем, как выполнить какой-либо маневр;
  • Не стоит включать музыку при езде, она не успокаивает, а лишь отвлекает внимание;

ВАЖНО: Теперь для вас наиболее опасными становятся не автомобили, а водители мопедов, велосипедов и простые пешеходы. Перед машиной они могут вести себя так же не предсказуемо, как обезьяна с гранатой. Велосипедисты и мопеды могут ехать позади и неожиданно выскакивать сбоку. Большинство из них ездить едва умеют, и лишь краем уха слышали про ПДД. Приближаясь к пешеходным переходам, независимо от сигнала светофора, снижайте скорость и держите ногу возле педали торможения. При неожиданно выскочившем пешеходе или велосипедисте, вы сможете затормозить, выиграв пару спасительных секунд.

Как следует начинать движение управляя машиной с механической коробкой, смотрите материал, написанный немного ниже.

Правила езды на механике

Мало у кого получается с первого раза ездить на механике, и при этом не заглохнуть при переключении скоростей или прямо на старте. Чтобы мотор не глох, следует знать основы управления механикой:

  • Займите за рулем транспорта удобное правильное расположение, отрегулируйте под себя кресло и рулевое управление, если это возможно;
  • Проверьте положение рычага механики, оно должно быть нейтральным (рычаг свободно гуляет);
  • Проверните в замке зажигания ключи и запустите двигатель;
  • Убедитесь, что ручной тормоз выключен;
  • Выжмите тормозную педаль правой ногой, а левой сцепление;
  • Переключите рычаг механики на первую передачу;
  • Отпустите тормоза и переставьте правую ногу на акселератор (газ);
  • Плавно отпустите сцепление;

МКПП

  • После трогания машины с места, следует плавно давить газ, для набора машиной скорости;
  • Выйдя на режим скорости, который подходит к максимально допустимому, чтобы ездить на первой передаче, отпускаете акселератор, выжимаете сцепление и переключаете рычаг механики на вторую передачу;
  • Плавно отпускаете сцепление;
  • Если скорость для переключения подходящая, не будет рывков или толчков, в работе механики;

 Работа педалями на механике

Людям, начинающим ездить на механике после привычки к автоматической трансмиссии, приходится привыкать нажимать педали обеими ногами, иначе на механике ездить не получится. Правая нога отвечает за торможение и разгон, левая выключает сцепление, облегчая переключение передач. Управлять автоматом, можно только правой ногой. Подробнее о педалях механической коробки:

  1. Педаль выключения сцепления – располагается слева. Функция – облегчение переключения передач, без вреда для механики. Выжимается до упора в пол, отпускается плавно. Выжатая педаль равносильна нейтральной передачи механической КПП, связь мотора с колесами при этом разрывается;
  2. Педаль тормозная — расположена посредине, ее задача — снижение скорости и остановка транспорта. При нажатии происходит прижимание колодок к дискам/барабанам тормозной системы;
  3. Педаль газа — находится справа. Она регулирует разгон автомобиля, помогает резко ускориться при маневре обгона и прочих ситуациях. Чем сильнее давление, тем быстрее разгоняется машина. При отпускании акселератора, скорость и обороты двигателя начинают снижаться.

Чтобы быстро научиться работать педалями, необходимо постоянно ездить — это практика, плюс знание особенностей вождения в разных условиях, о которых написано ниже.

Особенности вождения автомобиля по городу

Ездить по городу в потоке автомобилей на механике не трудно, необходимо уметь притормозить вовремя, чтобы не столкнуться с впереди идущей машиной. При этом не столкнуться с автомобилем, следующим за вами сзади. Нужно не только изучить расположение педалей и соблюдать такие рекомендации:

  • Скорость сбрасывайте плавным нажатием тормозной педали;
  • Ездить соблюдая необходимую для торможения дистанцию;
  • Чтобы машина не покатилась назад при езде в гору, нужно отпустив тормоза быстро переключить передачу на повышение, сцепление отпускаете плавно;
  • Для езды автомобиля задним ходом, необходимо затормозить, остановив машину, выжать сцепление и переключиться на заднюю передачу, сцепление отпускаете плавно и тормоза тоже;
  • Ездить спускаясь на машине с горки, нужно регулируя скорость торможением, чтобы автомобиль не разогнался по инерции;
  • Остановив автомобиль, рекомендуется включать ручник и нейтральное положение коробки;
  • Во избежание заносов при торможении по скользкой дороге, нужно править отпуская газ, переключая передачу на понижение и плавно отжимать сцепление;

Особенности вождения во время пробок

Механика считается самой надежной и долговечной в эксплуатации. Опытные водители предпочитают ездить с механикой, и ни на что другое не согласны. Появление пробок в городе явление обычное. Как рекомендуется ездить на машине в пробках для начинающих:

  • Важно научиться ездит быстро переключая положения коробки, полностью выжимая педаль, размыкающую сцепление;
  • Чтобы механизмы сцепления прослужили долго, не рекомендуется в пробках постоянно держать его в разомкнутом состоянии. Быстро износится выжимной подшипник;
  • Лучше переключаться на нейтралку, поставив машину на ручник;
  • Проблема, возникающая если ездить в условиях постоянного стоп-старта на механических КПП – перегрев всех деталей сцепления. Появляется деформация деталей, от этого возникает вибрация;
  • Нет смысла ездить с динамическими стартами, при движении по пробкам. Трогаться на механике нужно с минимальным ускорением, либо вообще без него;

МКПП

Как управлять механикой на автомобиле: инструкция для чайников

Порядок действий при езде на механике следующий:

  1. Сначала ознакомьтесь с расположением передач механики. Вспомните, каким движением включается каждая из них, потренируйтесь включить каждую в нейтральном положении, для лучшего запоминания. Так вам легче будет ездить. В процессе движения водителю нельзя смотреть на рычаг коробки, ему нужно сосредоточить все внимание на дороге;
  2. Ездить автомобиль с механикой начинает с нейтральной передачи. Она блокирует передаваемое вращение от мотора к колесам, даже если вжать акселератор в пол, мотор завоет, но машина с места не тронется. Из этого положения можно включить любую скорость. Без ущерба для механических трансмиссий с места рекомендуется применять только первую либо заднюю передачи;
  3. Вторая ступень, в большинстве машин с механикой – это рабочая «лошадь», на которой приходится ездить постоянно. Так как первая переда создана для трогания с места, тяжелых дорожных условий или буксировки. Для спуска с крутых склонов поможет вторая ступень. Скорость авто на второй ступени до 40 км/ч, что позволяет двигаться и по городу в пробках;
  4. Задняя передача отличается от остальных. Передаточное число у нее больше, чем у первой передачи. Это позволяет при движении задом ездить даже быстрее, чем передом. Однако, шестерни задней передачи слабее остальных, и могут сломаться. Поэтому на ней не рекомендуется ездить долго, заводить автомобиль с толкача или вытаскивать забуксовавший транспорт;
  5. При своевременном переключении ступеней на нужной скорости не происходит рывков при движении, можно также ориентироваться по звуку двигателя;
  6. Если обороты мотора начали снижаться, и машина прекратила разгон, это означает, что передачу включили рано, нужно вернуться на предыдущую и разогнаться получше;
  7. Когда обороты мотора высокие, но выше определенной скорости машина не разгоняется, следует переключиться на передачу выше, снизив нагрузку на трансмиссию и позволяя автомобилю разгоняться дальше;

Водителям-новичкам рекомендуется, прежде чем самому ездить на машине, изучить инструкцию для начинающих. Не лишним будет с пассажирского сидения спереди посмотреть за синхронностью переключения скоростей опытным водителем. Важно запомнить максимальные скорости, до которой машина разгоняется на каждой из передач. И затем нужно по больше практики, чтобы движения вошли в привычку и отточились до автоматизма.

Как завести машину

Обучение вождению любого автомобиля начинается с подготовки и запуска мотора, после этого следует начинать движение:

  • Прежде чем заводить мотор на механике, важно убедиться что включена нейтральная передача. При запуске мотора с включенной передачей для движения вперед либо назад происходит сильный рывок транспорта, который может привести к поломке трансмиссии или аварии;
  • Убедитесь, что машина не зафиксирована ручником, начинать движение на ручном тормозе – это спалить накладки колодок;
  • Теперь надо выжать сцепление в пол, и завести двигатель;

Примечание: Инжекторные автомобили, где подачу топлива регулирует компьютер, не имеют проблем с запуском двигателя. Карбюраторный мотор на холодную требует обогащения смеси. Нужно потянуть рукоятку управления воздушной заслонки на себя. Как только обороты станут расти, медленно толкайте рукоятку от себя, чтобы достичь значения 1500 по тахометру.

Как правильно тронуться с места?

Как ехать на машине и не заглохнуть на ходу пошаговая инструкция:

  • Чтобы автомобиль тронулся с места, следует завести мотор, как описано выше;
  • Выжать педаль отключения сцепления в пол;
  • Переключить механическую трансмиссию на первую передачу;
  • Плавно отпускать сцепление;

МКПП

  • После легкого толчка, означающего схватывание дисков, можно мягко давить на акселератор;
  • Начиная движение когда автомобиль расположен на наклонной поверхности следует удерживать автомобиль от самопроизвольного скатывания ручником. После отпускания сцепления и соответствующего толчка, быстро отжимаете ручной тормоз и давите на газ;

При резком бросании сцепления происходит дергание автомобиля, рывки. Это повышает износ механики, двигателя и деталей сцепления. Мотор от таких рывков может заглохнуть посреди дороги:

  • Заглохнуть на перекрестке или светофоре опасно попаданием в аварию. Водители позади вас не ожидают, что вместо движения вперед, ваша машина заглохнет. Огни торможения при этом не включаются. Поэтому вам могут протаранить задний бампер, просто от неожиданности;
  • Машина, начинающая маневр на перекрестке и при этом заглохшая, может получить боковой удар, если перекресток не регулируемый, а поток машин плотный;

Переключение передач

Каждую передачу переключать следует не как вздумается водителю, а в определенных условиях. Даже если автомобили отличаются мощностью двигателя, общие принципы переключения ступеней всегда одинаковые.

Инструкция по переключению передач пошагово для новичков:

  • Обороты двигателя должны находиться при спокойном движении в области 2,5-3 тысячи оборотов, и 3,5-4,5 если ездить с ускорением;
  • Передача заднего хода применяется с целью выполнения маневра, который недоступен при движении вперед, объезде сложных препятствий и прочих возможных ситуаций;
  • Передача нейтральная нужна для прогрева двигателя и его выхода на обороты холостого хода. Рукоять механики при этом свободно покачивается в стороны. Автомобиль не поедет, потому что связь между мотором и колесами отсутствует;
  • Передача первая, используется, чтобы ездить вперед с места. Максимальная скорость на ней может доходить до 50-70 км/ч, однако, рекомендуется переключиться на вторую уже на 15-25 км/ч;
  • Передача вторая, работает в диапазоне 20-50 км/ч, переключаться на третью лучше при скорости машины 40-50 км/ч. Это рабочая ступень для езды в городе, где потолок скорости ограничен. Подходит, чтобы ездить в условиях бездорожья и крутого спуска;
  • Передача третья имеет пределы скорости в 40-70 км/ч, переходить на четвертую ступень можно на скорости 60-80 км/ч;
  • Передача четвертая, годится для езды по трассе за городом, потому что имеет скоростной диапазон 60-90 км/ч. Переходить на пятую можно при 80-90 км/ч;
  • Передача пятая, используется, чтобы ездить по шоссе с хорошим покрытием, автобанам или магистралям, где норма скорости выше 90 км/ч. Экономичный режим работы двигателя достигается при движении в диапазоне скоростей 90-110 км/ч;

ВАЖНО: Более мощные транспортные средства имеют более высокий скоростной порог смены ступеней. Лучше изучить руководство к вашему автомобилю, чтобы знать их.

Как переключать на повышение:

  • Выводите двигатель на необходимые обороты;
  • Разгоняете машину до нужной для переключения ступени скорости;
  • Выжимаете сцепление и переводите рукоятку механики на следующую по порядку передачу;
  • Плавно отпускаете сцепление, не настолько нежно как при движении с места, тем не менее мягко. Резко бросать тоже нельзя;
  • Прижимаете акселератор, для восстановления оборотов, которые снизились при переключении;

Как переключить на понижение:

  • При вождении машины с механической КПП, переключаться на понижение нужно при торможении мотором, плохой погоде, снижении оборотов. Для этого:
  • Убирают ногу с педали газа;
  • Притормаживают, если скорость для перехода на более низкую ступень еще высоковата;
  • Выжимают сцепление;
  • Переключают рукоятку коробки на одну скорость вниз;
  • Плавно отпускают сцепление;
  • Далее действуют по сложившейся ситуации;

Задний ход на механике

Трогаться с места задним ходом допускается. При этом используется передача заднего хода. Действовать следует осторожно, потому что машина способна быстро разогнаться. Алгоритм начала движения задним ходом такой:

  • На коробке включена нейтралка;
  • Выжимают сцепление;
  • Запускают мотор;
  • Переключают передачу заднего хода и снимают автомобиль с ручника;
  • Плавно отпускают сцепление и слегка придавливают акселератор;
  • Машина начинает катиться назад;
  • Добавлять газа рекомендуется, если приходится двигаться в горку;
  • На ровной поверхности, ускорение не понадобится;
  • Скорость передвижения легко регулируется тормозами или сцеплением;

Вы уже поняли, как надо сдавать назад на своей машине с механической трансмиссией. При этом стоит следить за своими перемещениями, что гораздо сложнее с непривычки:

  • Контролировать перемещение машины можно посредством зеркал заднего обзора. Этот вариант труднее для новичков, хотя безопаснее. В зеркалах вы контролируете ситуацию со всех сторон, нужно только иметь привычку, чувствовать габариты транспорта, мыслить пространственно;
  • Можно ездить назад, обернувшись, при этом часть обзора вам недоступна. Рекомендуется уметь пользоваться обоими способами;

Торможение на механической МКПП: двигателем и ручником

Теория и принцип вождения позволяют притормаживать с помощью мотора, на МКПП. Заключается процесс такого торможения в переключении на более нижнюю ступень с более высокой, первая или задняя при этом исключаются. Скорость сбрасывают, до уровня необходимой для переключения, чтобы не ломать мотор и коробку.

Самоучитель вождения предписывает использовать ручник исключительно для удержания машины на наклонной поверхности или на стоянке. Тормозить им на скорости нельзя, он для этого не предназначен. Помимо износа колодок вы порвете или растянете трос, и механизм просто перестанет работать. Торможение ручником на скорости блокирует задние колеса, чем вызывает неуправляемый занос транспорта и АБС тут вас не спасет.

При торможении машины, ручной тормоз можно использовать, когда основные тормоза отказали (в экстренной ситуации). Движение при этом возможно исключительно по прямой, и покрытие дороги не должно быть скользким. Вращений рулем следует избегать, чтобы не вылететь в кювет и избежать переворота машины. Выжимают ручной тормоз постепенно, не доводя до последних щелчков. Одновременно, переключайте передачи вниз по очереди, как только скорость это позволит.

Соблюдайте правила торможения транспорта с механикой на прямой дороге:

  • Педаль газа отпустите и больше не трогайте;
  • Выжимаете тормоза, пока обороты мотора не приблизятся к холостым;
  • Выжимаете сцепление;
  • Если скорость слишком высокая, придется переключать передачи на понижение, по мере ее снижения;
  • На невысокой скорости КПП переключают на нейтралку и далее тормозят соответствующей педалью;

Парковка автомобиля

Парковка автомобиля должна входить в азы вождения для женщин, потому что у них это выходит хуже. Не стоит делать исключения и для мужчин, столкновения при парковке – самый распространенный тип аварий. Казалось бы, это не трудный маневр, однако ошибки допускает большинство водителей-новичков. Нужно строго соблюдать такую последовательность:

  • Присмотреть место для стоянки своего автомобиля. Он не должен мешать передвижению другого транспорта или пешеходов;
  • Заехать на стояночное место, выжать сцепление и тормоз;
  • Переключить механику в нейтральное положение, отпустить сцепление;
  • Выключить зажигание, остановив работу мотора;
  • Зафиксировать автомобиль ручным тормозом;
  • Отпустить тормозную педаль;

Зимой, рекомендуется вместо постановки на ручной тормоз использовать включение передачи в механике. Это позволяет избежать самопроизвольного скатывания машины, и не даст колодкам примерзнуть (избегаем неполадок с тормозами поутру). Припарковавшись на склоне, следует выкрутить руль, чтобы колеса машины упирались в бордюр. При отсутствии бордюра, колеса выворачивают в направлении обочины. Это позволяет избежать ДТП.

Что нельзя делать на авто с МКПП?

Начинать водить машину с механикой следует аккуратно и бережно. Хотя механические коробки и считаются самыми прочными и выносливыми, они быстро ломаются, от нарушений правил эксплуатации. Каждый механизм имеет свое слабое место, поэтому запомните, чего делать с механическими КПП нельзя:

  1. Переключаться на задний ход, если автомобиль полностью не остановился (ломается коробка);
  2. Выжимать педаль сцепления чаще, чем необходимо для смены передач (повышается износ накладок и выжимного подшипника);
  3. Выжимать сцепление не до конца при смене передач или просто придерживать ногу на этой педали (ускоряет износ накладок и трансмиссии);
  4. Переключать передачи, если скорость для этого не подходящая (ломает синхронизаторы коробки и перегружает мотор);
  5. Удерживать сцепление выжатым больше чем 40 секунд (повышается износ подшипника), лучше включать нейтральную ступень;
  6. Резко бросать педаль сцепления (износ мотора, трансмиссии и деталей сцепления сразу);

Соблюдая правила эксплуатации, и научившись плавно переключать скорости в нужный момент, вы поймете, что езда на механике дает полный контроль над автомобилем, что очень важно в любой дорожной ситуации. В отличие от автоматики, режима «Урка» — овердрайва, механический аналог не имеет.

Заключение

Научиться водить машину с нуля самостоятельно сможет каждый у кого есть желание, и нет противопоказаний к вождению, главное не бояться. Ездить на механике не на много сложнее чем на автоматике, однако контроль над машиной вы не потеряете в любой ситуации (автоматика может дать сбой). Залог успеха, езда с хорошим инструктором и опытный товарищ, который сможет дать совет управления механикой, когда вы уже получите права. Преимуществом механической коробки является простота и дешевизна обслуживания и ремонта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий