Привет всем читателям моего сайта сегодня расскажу как проверить шрус автомобиля. Эти специальные шарниры применяются в подвеске машин, и бывают внутренние и внешние. За сходство с ручной гранатой, их прозвали «гранатами». Всего их в автомобиле 4 штуки, поэтому, определить какой из них вышел из строя, сможет не каждый.
Для чего служат
Шрусы передают вращение от коробки автомобиля к колесам. Между собой соединены полуосью. Позволяют вращаться полуосям под разными углами, и с разной скоростью, без потерь мощности, рывков и перегрузок подвески. Работать должны бесшумно, хруст означает неисправность.
Принцип работы похож на работу кардана, однако, углы поворота намного больше.
Особенности устройства
Каждая полуось снабжена двумя гранатами. Одна внешняя и одна внутренняя. Они различаются устройством и функциональностью:
- Внутренняя — передает вращение от коробки передач к полуоси. Угол поворота не более 20 градусов, но допускается смещение в горизонтальной плоскости. Это удлинение или укорочение в нужный момент, компенсирует ход подвески.
- Внешняя граната — передает вращение от полуоси к колесу, через его ступицу. Угол поворота имеет 40 градусов, чтобы обеспечить нормальное вращение колеса при поворотах автомобиля. Работает она в более жестких условиях, поэтому ломается чаще внутренней. Способствует поломке, попадание в нее воды и грязи, которых внешним шрусам достается больше.
Разновидностей шрусов существует несколько.
На легковых машинах применяются в основном трипоидный вариант и шарнир Желпа:
- Трипоид надежен и относительно дешев, но угол поворота маленький. Поэтому, он применяется как внутренний шрус. Внутри него ролики, расположенные на трехлучевой вилке. Вращение роликов обеспечивают игольчатые подшипники.
- Шарнир Желпа, получил название в честь придумавшего его механика. Он имеет больший угол поворота, поэтому применяется как внешний шрус. В гранате 6 шариков, расположенных в отверстиях сепаратора. Сам сепаратор, находится между корпусом и обоймой. Передвижение шариков в канавках внутренней обоймы и вращение их внутри корпуса, позволяет изменять угол ведущей и ведомой осей в широком диапазоне.
Причины хруста
Устройство шрусов надежное, они прослужат долго, если не допускать проникновения в них грязи и воды, своевременно наполнять смазкой, менять порванные пыльники. Визуальная проверка шруса, состояния его пыльников, много времени не займет. Аккуратное вождение и избегание разбитых дорог, тоже продлят им жизнь. Постепенно и неизбежно, элементы гранаты изнашиваются, появляются люфты, стуки и хруст.
- Первой причиной хруста является естественный и неизбежный износ при эксплуатации.
- Грубый стиль вождения, с пробуксовками, резкими виражами. Это приводит к быстрому разрушению детали, ее целостность нарушается.
- Поврежденный пыльник, пропускающий влагу грязь, которая вызывает разрушение элементов шарнира.
- Стук гранаты после замены, означает брак самой детали.
- Еще одной причиной поломки становится тюнинг мотора, повышающий его мощность. Нагрузка на гранаты возрастает, но они под нее рассчитаны не были.
- Хруст может возникать при неправильной смазке. Использовать в ШРУСах что попало, нельзя. Существует специальная смазка, применение которой продлевает службу этим деталям. Смазывать нужно после снятия и промывки шарниров.
- Некоторые виды смазки не переносят низких температур, и сильно густеют. Поэтому в холодный период можно услышать хруст гранат, оказавшихся без смазки. Следует немедленно заменить масло в шарнирах, на подходящее, или будете менять их уже на следующий день. Катание с несмазанными шарнирами ломает их очень быстро.
Методы поиска неисправности
Есть несколько способов проверить шрус — отдельный способ для наружных, внутренних и общая проверка. Перечисляю их по порядку. Могут пригодиться все.
- Наружный шрус ломается чаще, поэтому проверку начинаем с него. Для проверки, необходимо выкрутить руль максимально в одну из сторон, и начать движение с места, рывком. Это дает на подшипник повышенную нагрузку, заставляя хрустом выдать неисправность. Правый шарнир захрустит, когда руль выкручен вправо, соответственно, левый будет хрустеть в крайнем левом положении руля. Исправный передний шарнир не издает звуков.
- Проверка внутреннего шруса выполняется так. На ровной дороге, неисправная внутренняя граната себя ничем не выдает. Звук может возникать при разгоне или на скорости, когда нагрузка максимальная. Может возникать вибрация или подергивание автомобиля. Хруст внутренних гранат появляется на неровной дороге и выбоинах. Отыскав средних размеров выбоину на дороге, следует проехаться по ней одним колесом, только левым либо только правым. Такая проверка шрус нагружает, неисправная деталь будет хрустеть.
Важно: Не стоит сильно усердствовать, гоняя по выбоинам. Можно сломать рабочую деталь на машине. Стуки или хруст по неровной дороге могут давать и прочие элементы подвески, поэтому проверьте их тоже.
Универсальный метод, годится для проверки на исправность обоих видов подшипников требует наличия домкрата. Действуют так:
- Рулевое колесо выкручивают в среднее положение (колеса смотрят прямо вперед);
- Вывешивают на домкрате одно колесо;
- Приводят рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- Рычаг ручного тормоза вытягивают до упора;
- Выжав сцепление, заводят мотор;
- Включив первую передачу медленно отпускают сцепление;
- Колесо на домкрате должно вращаться.
Важно: для собственной безопасности, кроме домкрата рекомендуется подложить деревянный брус, на случай если домкрат опустится самопроизвольно или выскочит.
Использовать для страховки кирпичи нельзя, они трескаются под нагрузкой.
- Плавно нажимают педаль торможения, чтобы дать нагрузку на гранаты;
- Мотор будет глохнуть, отсутствие хруста означает исправность внутренней гранаты. Неисправность, выдаст себя шумом;
- Выкрутите руль максимально в сторону вывешенного колеса;
- Хруст наружного шруса выдаст его неисправность;
- Аналогично проверяются гранаты второго колеса.
Завершив проверку, стоит вернуть рычаг коробки на нейтралку. Заглушить двигатель и дождаться остановки вывешенного колеса. После этого можно вынимать страхующий брус и снимать автомобиль с домкрата. Эти способы позволяют проверить работу на автомобиле этих деталей, без снятия.
Проверка снятой детали
Можно снять гранаты с машины и проверить их визуально. Для проверки придется тщательно вымыть снятые детали от смазки бензином. Далее, визуально смотрят снятый элемент на исправность — наличие трещин, сколов, состояние элементов шарнира. Поломанный шрус может рассыпаться на детали.
Если граната не распалась, смотрите внимательно: трещины, сколы шариков, выпадение иголок из подшипников считаются поломкой. Отсутствие визуальных повреждений, прочное крепление всех деталей гранаты, означает что тест на пригодность завершен.
У меня все, теперь вы сами сможете определить, какой хрустит шрус в вашем автомобиле. Подпишитесь на сайт, если вы этого еще не сделали, скидывайте ссылку друзьям, узнать что-то новенькое, им тоже будет полезно. До новой встречи.